Пернатая
ночная хищница охватывает удивительно широкий спектр важнейших
символических значений, начиная с самых позитивных и заканчивая наиболее
мрачными. С античных времен сова является символом познания,
проницательности, мудрости и просвещения, а в Китае еще и знаком
богатства, но ее же древние избрали и в качестве зловещей эмблемы ночи и
смерти.
В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, носившей эпитет «совоокая». Изображения богини и ее крылатой спутницы чеканились на серебряных греческих монетах, именовавшихся в просторечии «совами»: профиль Афины — на аверсе, сова анфас — на реверсе. Символом мудрости и познания сова стала в силу того, что ее природное поведение напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала ее символом проницательности.
У наших предков сова ассоциировалась с тайными знаниями и богатством. В мифах славян мудрая птица иногда выступает в роли хранительницы легендарной разрыв-травы, дающей возможность герою отыскать спрятанные под землей сокровища и овладеть зачарованными кладами.
Обратимся теперь к темной стороне символики нашей героини, поскольку большинство народов древности, не разделявших мнения греков и славян, считали сову дьявольским отродьем и вестницей смерти. В Древнем Риме крик совы предвещал беду. Индийцы называли ее «чертовой птицей», кельты — «трупной птицей», а христиане Европы принимали ее за ведьму, летящую во мраке ночи на шабаш. В мифах майя сова предстает в качестве атрибута ужасного Миктланте-кухтли, скелетообразного повелителя Страны Мертвых; на сове летает жуткая индуистская богиня Камунда; в нее же перевоплощается иудейская ночная демоница Лилит.
Недобрая слава пернатой хищницы связана прежде всего с ее ночным и уединенным образом жизни, а первобытный страх подсказывал человеку, что во тьме может затаиться только коварный и беспощадный враг или злой дух. К этому следует прибавить совершенно бесшумный полет, обусловленный особенностями строения крыльев совы, ее большие горящие глаза и жуткие крики, похожие на душераздирающие стоны умирающего, скорбно звучащие под траурным покровом ночного мрака. Внезапное появление такого страшного существа в полночный час и в глухом месте должно было производить на суеверного человека самое угнетающее впечатление, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что древние воспринимали сову как зловещую посланницу загробного мира и вестницу смерти.
В христианстве сова считалась спутницей ведьм, символом чародейства и темных сил, олицетворением трех смертных грехов: чревоугодия, похоти и лени.
В христианской иконографии ночная птица, якобы слепнущая при дневном свете, часто ассоциировалась с язычеством, поэтому сова, повернувшаяся спиной к солнечному диску, символизировала духовную слепоту безверия, а сова с крестом над головой служила эмблемой победы христианства над язычеством.
В изобразительном искусстве сова, как ночная птица, принадлежит в качестве атрибута аллегорическим фигурам Ночи и Сна. Ночному кошмару посвящен знаменитый офорт Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ», где совы и летучие мыши, плод неуправляемого воображения спящего, витают над его головой.
В историю Великой французской буржуазной революции слово «шуаны» («совы») вписано кровавыми буквами, ибо так называли беспощадных бретонских и вандейских контрреволюционеров, поднявших в 1793 году мятеж против республиканского правительства. Контрабандист Жан Котро, один из предводителей кровожадных головорезов, первым использовал крик совы в качестве условного сигнала, за что и получил прозвище «Шуан». Вскоре этот сигнал эхом разнесся по всему лесному краю, охваченному огнем мятежа, а угрюмые и фанатичные повстанцы-роялисты стали с гордостью именоваться шуанами.
Несмотря на дурную репутацию ночной хищницы, в эмблематике постепенно возобладала позитивная античная символика совы. Уже в средневековых алхимических трактатах появилась эмблема, изображавшая сову в очках и с зажженным факелом в лапах. Позднее символом книжной мудрости и просвещения стала эмблема совы, сидящей на стопке книг. Эту эмблему ученой совы, начиная со Средних веков, использовали многие учебные, научные и просветительские организации и общества: университеты, библиотеки, типографии, клубы, музеи, нотариальные конторы и т.д.
В геральдике сова изображается только анфас. Эта эмблема характерна для европейской городской геральдики: ею отмечен герб Афин, а также гербы ряда университетских городов Западной Европы. В родовых гербах сова — редкое исключение, а в государственной геральдике эта эмблема не используется совсем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий