Свастика использовалась многими народами мира в древности — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия. Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.
У народов Индии и некоторых других стран Азии свастика имела значения: оранжевая «солнечная» (концами направо) — счастья, благополучия и вечности, белая «лунная» (концами налево) — агрессии, силы (употребляется тибетскими колдунами).
Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть — и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик — они воспринимались в единстве.
В XX веке свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией.
Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь», считается закрученным против часовой стрелки. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь-ян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.
В 1915 году свастика, будучи издревле распространённой в латышской культуре, изображалась на знаменах батальонов (затем полков) Латышских стрелков российской армии. Затем, с 1918 года, стала элементом официальной символики Латвийской Республики — эмблема военной авиации, полковые знаки, знаки обществ и различных организаций, государственные награды, используется и ныне. Латышский боевой орден Лачплесиса имел форму свастики. С 1918 по 1945 год свастика изображается на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии, а в настоящее время — на президентском штандарте.
Свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках, имевших хождение с 1918 по 1922 годы. Её появление объясняется тем, что дизайн тысячной купюры разрабатывался в январе 1917 года (то есть ещё до революции) при участии императрицы Александры Фёдоровны, которая проявляла большой интерес к этому символу. Изображения свастики встречаются на рисованных открытках императрицы.
Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге); после Второй мировой войны в ряде стран её изображение было запрещено. В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду её распространенности в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 г. во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта. Уже в 20-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий