Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к
греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на
связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. аждый алхимик начинал свою работу с
поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил
его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества
получал философский камень. Идея единства всего сущего символически
изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа
Вечности и всей алхимической Работы. "Один есть Все" - и все от него, и
все в нем, а если он не содержит всего он - ничто. Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию)
неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и
заключалась главная задача химии до 16 столетия.
Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей
науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому
искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики
запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение
«герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать
«простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми
вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка
Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась
«Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником
алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте
после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская,
арабская и западно-европейская школы алхимии.
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта
теория была подробна разработана греческими философами, такими как
Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана
Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре
элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем
элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили
фундамент того что принято называть алхимией. Триада алхимиков - сера,
соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась
идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в
миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами.
Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о.
и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и
духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно
увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и
воздуха, а Соли элемент земля.
Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества.
Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы. Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 - началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости - едва ли может быть названа ложной.
В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий