Характеристика: одна из трех (наряду с христианством и исламом)
мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основные
направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э.
нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти
в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.
В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него.
Тип: атеизм с элементами
антропоцентризма и натурализма
Суть: в центре буддизма — учение о
«4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина,
состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение
субъективные состояния и одновременно некая космическая
реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности,
эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм;
освобождение (нирвана) состояние несвязанности личности внешним
миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает
потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной
субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным
функционированием определенного набора дхарм, нет
противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога
как творца и безусловно высшего существа.
Верховное божество: нет
Основатель: Сиддхартха Гаутама
(Будда)
Священные писания: сутры и трактары
просветлённых мудрецов-буддистов
____________________________________________________________________
Даосизм
Характеристика: (кит. дао цзя или дао цзяо),
китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.
Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского
характера.
Тип: натурализм, зачатки примитивной
диалектики и элементы религиозной мистики
Суть: цель адептов даосизма —
достичь единства с первоосновой мира дао и посредством
алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
Верховное божество: нет
Основатель: Лао-цзы
Священные писания: "Дао дэ цзин"
____________________________________________________________________
Зороастризм
Характеристика: религия,
распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии,
Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср.
Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по
имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра).
Тип: синтез монотеизма и дуализма.
Суть: противопоставление двух «вечных
начал» добра и зла, борьба между которыми составляет содержание
мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в
образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале
зороастризма играет огонь.
Верховное божество: Ахурамазда
(Ормузд)
Основатель: Заратуштра (Зороастр)
Священные писания: основной священной
книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть
Авесты — Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре. Другие
значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в
IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн
(Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама,
Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное
истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.
____________________________________________________________________
Индуизм
Характеристика: (Хинду-Самая), совокупность
религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в
Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш.
Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия,
Сингапур), Африке и некоторых других реигонах в основном среди
выходцев из Индии или Шри-Ланки. Индуизму предшествовали ведизм и
брахманизм. Индуизм de facto не является единой религией, а
представляет собой систему местных индийских верований.
Тип: политеизм.
Суть:основой индуистского
мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма,
артха, кама
Верховное божество: Брахма, Вишну и
Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти.
Священные писания: Шрути (веды,
брахманы, араньяки, упанишады), Махабхарата, пураны
____________________________________________________________________
Ислам
Характеристика: [араб. islam предание, вверение
себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе
(в нач. 7 в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век
своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов
распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до
южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось
мусульманское государство Халифат. Современный ислам распространен
в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их
политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам
государственная религия, а шариат основа законодательства). Число
приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек.
Большинство мусульман сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.
Тип: монотеизм
Суть: поклонение единому богу
всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком,
посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную
жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных
приверженцам ислама:
Верховное божество: Аллах
Основатель: Мухаммед (Мохаммад,
Магомед)
Священные писания: Коран
____________________________________________________________________
Иудаизм
Характеристика: наиболее ранняя
монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в
Палестине. Распространена в основном среди евреев. Возникнув в
политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э.
постепенно трансформировался в монотеистическую религию.
Тип: монотеизм.
Суть:приверженцы иудаизма верят в
Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие
души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность
еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с
Богом, в котором народ выступает как носитель божественного
откровения).
Верховное божество: Яхве
Основатель: Моисей (Моше)
Священные писания: Танах (Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (писания)
____________________________________________________________________
Ламаизм
"В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава решил
реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к
"первоначальному" учению, как он сам понимал его, а также поднять авторитет
монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом
"Ганджур". Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее внимание
внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом виде показалась
ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для ее осознания требуется не
только время-возраст, но и время-досуг. Много ли досуга у пастухов Тибета и
Монголии? Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей,
отвечающих за Спасение самих себя и других. Отсюда и "наследственность" сана
великого ламы - наверняка многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы
Ловсанга Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка медитативных
упражнений всякого рода - достижение кататонии, левитация, путешествия духа, и
чрезвычайно детализованная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем,
например, китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская
медицина, разработанности которой могут позавидовать современные врачи -
вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и др., включающие
богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет
астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. Однако все это
преподают лишь монахам.
Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии предполагает прежде всего
открытость этого пути, его доступность всем и каждому, кто даст себе труд на
него вступить. На Тибете же буддизм скорее хинаянского толка, оставляющий эту
возможность лишь посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму,
вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у
совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же бон-по. Само слово
происх. от глагола 'bod pa, озн. "вызывать богов, призывать духов". Это
добуддистский анимистический культ божеств, духов и сил природы. Таким образом,
если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности предполагают максимальное
обобщение, то есть имеют характер эзотерической философии в ее современном
понимании, то тибетский буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение
главным образом прикладного, то есть магического характера."
____________________________________________________________________
Христианство
Характеристика:
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 2 млрд. человек.
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 2 млрд. человек.
Тип: монотеизм
Суть: возлюби Господа Бога своего; возлюби ближнего своего как самого себя.
Священные писания: евангелия
Комментариев нет:
Отправить комментарий