За последние 20 лет в наши головы заползло очень много тараканов. И один из самых крупных и заразных — это миф о конкуренции.
Сюжет мифа таков: конкуренция — основополагающее свойство человеческой личности. Без конкуренции ленивая человеческая особь не способна ни на что. Конкуренция будит силы, закаляет характер, помогает нам раскрыть в себе новые возможности, доставляет удовольствие от победы. Только такое сообщество способно достичь высоких результатов, в котором каждый борется за место под солнцем, повышая тем самым планку качества действий.
По-моему, все это полная хня.Сюжет мифа таков: конкуренция — основополагающее свойство человеческой личности. Без конкуренции ленивая человеческая особь не способна ни на что. Конкуренция будит силы, закаляет характер, помогает нам раскрыть в себе новые возможности, доставляет удовольствие от победы. Только такое сообщество способно достичь высоких результатов, в котором каждый борется за место под солнцем, повышая тем самым планку качества действий.
И не только по-моему.
Любой, кто всерьез углубится в историю исследований человеческих мотиваций, обнаружит, насколько все это несостоятельно. Здесь я не буду делать больших научных отступлений, ограничусь маленькими.
Что говорят по этому поводу ученые? Я имею в виду не медиасветил, вещающих от лица научного мира, а скромных исследователей, которые еще не разучились заниматься реальными исследованиями. Они говорят, что конкуренция — лишь один из трех способов достичь цели. Еще два — это кооперация и независимая деятельность. Тезис о нашей врожденной потребности соперничества более чем спорный. Собственно, он заявлен в наиболее попсовых научных теориях, таких как дарвинизм и фрейдизм. Практические же опыты ставят эти теории под сомнение. Все больше ученых вынуждены признать, что стремление к конкуренции — приобретенный признак, он искусственно воспитывается социумом и не передается по наследству. Гораздо глубже в психике человека сидит желание сотрудничать с другими людьми. Причем опыт кооперации вызывает в человеке исключительно положительные эмоции, в то время как соперничество всегда отягощено стрессом — даже победитель сразу после эйфории испытывает страх мести со стороны побежденного.
Стремление к соперничеству — удел людей слабых и неуверенных в себе. Таким образом они гонятся за иллюзией повышения самооценки. Это не я сказал, это тоже результат серьезных исследований. Наверняка вам приходилось встречать людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свою силу и успешность. Они действуют и творят свободно. Таких людей мы воспринимаем как зрелых и независимых, их обаяние неотразимо, от них веет внутренней гармонией и спокойствием. У них достаточно высокая самооценка и нет никакой потребности с кем-то конкурировать. И, что самое интересное, они многого добиваются, причем в наиболее трудоемких и креативных сферах человеческой деятельности. Поставьте рядом с таким человеком «вечного победителя», и вам сразу станет ясно, что такое психическое здоровье.
На мой взгляд, конкуренция как базовый мотивационный принцип трудовой деятельности — удел лавочников и карьеристов. Чем сложнее производимый продукт, чем большей концентрации он требует от человека, тем разрушительней культ конкуренции и тем актуальнее мотивации более высокого порядка. Написал бы Моцарт свой «Реквием», если бы заказчик объявил тендер и в спину Моцарту дышал бы какой-нибудь другой моцарт? Сильно сомневаюсь. А Ньютон — смог бы он вывести закон всемирного тяготения в условиях жесткой конкуренции на рынке научных открытий? Про Перельмана я вообще молчу. «Щас я его сделаю!» — не лучшая мотивация для того, чтобы писать музыкальные шедевры, вскрывать тайны мироздания и создавать прорывные технологии, меняющие все человечество.
Да, конечно, какой-нибудь гуру, отягощенный макроэкономическим мышлением, скажет: что бы там ни творилось в головах людей, человечество все равно существует в режиме постоянной войны, меняются только ее формы. Конкурируют между собой фирмы, корпорации, экономики, народы. И гуру будет прав. Но парадокс в том, что на этой самой арене, как правило, выигрывают не те сообщества, которые развиваются на основе жесткой внутренней конкуренции, а, наоборот, делающие ставку на кооперацию и командное мышление. Это как в футболе. Ни один тренер, будучи в здравом уме, не заставит своих игроков на поле друг с другом конкурировать. Чтобы победить противника, нужно вселить в своих игроков командный дух и внутреннюю мотивацию к совершенству. Иначе поражение неминуемо.
Россия сегодня похожа именно на такую неправильную футбольную команду. Культ конкуренции насаждается с детства. Одному богу известно, сколько очков во всемирном соперничестве у нас отняли «Дом-2», «Последний герой» и прочие телешоу, построенные на утверждении агрессивного индивидуализма. Я бы с радостью впал в конспирологию и предположил, что это происки врагов. Но я уверен, что все еще хуже — мы действительно так думаем. Мы и правда поверили в свое суперменство. Очень забавно иногда смотреть на молодого журналиста, который приходит в профессию, как на ринг: «Кого тут победить?! Щас я всем докажу!» И он не понимает, что уже побежден. Потому что он в полном одиночестве, он ни с кем не хочет сотрудничать. Даже с самим собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий