В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.
Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели: человека, народов, цывилизаций, и что самое главное бессмертной души. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее. Но как видно из истории человечества 7 смертных грехов всегда предзнаменовали убийства, войны, хаос, анархию, упадок, дегенерацию, то-есть вырождение, смерть.
Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).
В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).
Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth).
Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.
Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели: человека, народов, цывилизаций, и что самое главное бессмертной души. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее. Но как видно из истории человечества 7 смертных грехов всегда предзнаменовали убийства, войны, хаос, анархию, упадок, дегенерацию, то-есть вырождение, смерть.
Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).
В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).
Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth).
Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.
№ | Название и синонимы | Англ. | Пояснение | Заблуждения |
1 | Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. | Pride, vanity. | Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. | Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»). |
2 | Зависть. | Envy. | Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди. | Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность. |
3 | Гнев. | Anger, wrath. | Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. | Месть (хотя она без гнева не обходится). |
4 | Леность, лень, праздность, уныние. | Sloth, acedia, sadness. | Избегание физической и духовной работы. | |
5 | Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. | Greed, covetousness, avarice. | Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного. | |
6 | Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. | Gluttony. | Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется. | |
7 | Сладострастие, блуд, похоть, распутство. | Lust. | Страстное желание плотских удовольствий. |
7 добродетелей в противовес 7 смертным грехам:
- Целомудрие (лат. Castitas)
- Умеренность (лат. Temperantia)
- Любовь (лат. Caritas)
- Усердие (лат. Industria)
- Терпение (лат. Patientia)
- Кротость (лат. Humanitas)
- Смирение (лат. Humilitas)
- Благоразумие (лат. Prudentia)
- Вера (лат. Fides)
- Любовь (лат. Caritas)
- Мужество (лат. Fortitudo)
- Надежда (лат. Spes)
- Справедливость (лат. Justitia)
- Умеренность (лат. Temperantia)
Комментариев нет:
Отправить комментарий