08 ноября 2011

Бес


 Бесы (общеславянское слово; старослав. ед., ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. виjec, словен. бкs, чеш. bus, польск. bies и т.д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счете восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Бесы — того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). 
  Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones — демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Бесы» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Белее, Мокошь и др. называются здесь тоже Бесы). 
 Бес – одно из названий Чернобога. Позже – обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь; пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы. 

  Бес — злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте. В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества).
 В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета, ср. рус. черный, синец 'бес, черт'; Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения Беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко 'черт'). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями. 
 *****

Древнеегипетская гротескная демоническая фигура, которая считалась символом защиты от злого взгляда, от колдовства и от опасных животных.
   Бес изображался в виде приземистой карликовой фигуры, с карикатурным лицом и звериными ушами торчком, часто с обнаженным фаллосом или одетым в шкуру. Легко представить, что эта предотвращающая зло фигура, доставляющая также во время попоек радость и веселье, стала символом половой потенции.
   Начиная примерно с 2000г. до н.э. появилась также параллельная женская фигура, по имени Бесет, примерно соответствующая греческой фигуре Баубо. Гротескный вид беса возбуждал веселье, однако его изображение помещали также на пристройках к большим храмам.

   По преданию, он защищал прежде всего рожениц от пагубных влияний любого рода. В коптско-христианском Египте до исламизации его присутствие в таких «языческих» местах воспринималось как реальность; теперь же бес стал восприниматься как призрачная фигура, которая пугала человека и вредила ему.  


 Бидерманн Г. Энциклопедия символов

Комментариев нет:

Отправить комментарий