Словарь Брокгауза и Ефрона толкует слово «амулет» как «вещицу,
снабженную известными фигурами, знаками или надписью, например камень,
металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от
болезней, чар, ран и других несчастий».
Плиний Старший, который первым употребил этот
термин, понимал его как средство против яда. Однако традиция амулетов
восходит к гораздо более ранним временам: в частности, амулеты были
известны уже древним египтянам (см.: СКАРАБЕЙ). У древних иудеев,
несмотря на строгий запрет, содержащийся в Ветхом Завете, также
встречается использование амулетов — вспомним хотя бы серьги, которые
Иаков отнимает у женщин: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в
руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом,
который близ Сихе-ма» (Быт 35 : 4). У греков амулеты, которые назывались
«филактерион», надевались на шею ребенку тотчас после рождения, дабы
защитить новорожденного от болезней и злых духов.
Арабский амулет из кожи нерожденного козленка |
В современном понимании амулетом может служить
любой предмет, либо полученный от колдуна и обладающий поэтому
магическими защитными свойствами (вспоминается печально знаменитая
«заряженная вода» А. Чумака, якобы исцелявшая и оберегавшая от всех
болезней), либо приобретший таковые свойства благодаря совпадению и
«ментальному совмещению» причины и следствия («счастливая карта»,
«счастливая рубашка» и пр.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий