10 ноября 2012

Афоризмы Пифагора



Ямвлих собрал тридцать девять символических изречений Пифагора
и дал им интерпретацию. Они были переведены с греческого Томасом
Тэйлором. Афористические утверждения были одним из любимых
методов Пифагора и широко использовались в пифагорейском университете
в Кротоне. Ниже приведены десять наиболее важных афоризмов
с краткими объяснениями их скрытого значения.

1. УКЛОНЯЙСЯ ДОРОГ ИСХОЖЕННЫХ, ИСПОЛЬЗУЙ НЕХОЖЕНЫЕ
ПУТИ. 
Это надо понимать так, что тот, кто ищет мудрости, должен искать ее в уединении.
2. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВСЛЕД ЗА БОГАМИ, БУДЬ ХОЗЯИНОМ СВОЕМУ
ЯЗЫКУ. 
Этот афоризм предупреждает человека, что его слова вместо того, чтобы давать о нем подлинное представление, могут вводить других в заблуждение, и когда есть какое-либо сомнение, что следует сказать, всегда лучше промолчать.

3. ДУЕТ ВЕТЕР, ПОКЛОНЯЙСЯ ШУМУ.
Пифагор напоминает здесь своим ученикам о том, что Бог повелевает слушать голос элементов и
что все вещи в природе проявляются через гармонию, ритм, порядок или действо, приписываемые Богу.

4. ПОМОГАЙ ЧЕЛОВЕКУ НЕСТИ БРЕМЯ, НО НЕ ПОМОГАЙ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ НЕГО. 
Следует помогать старательным, но никогда Не помогать тем, кто стремится избежать ответственности, — грех помогать ленивым.

5. НЕ ГОВОРИ О ДЕЛАХ ПИФАГОРЕЙСКОГО УЧЕНИЯ ВО ТЬМЕ.
Десьмир предупреждается о том, что не следует толковать Божьи тай-исекреты науки бездуховного и интеллектуального просветления.

6. НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ В ДОМ ПОКИНУТЫЙ, ИНАЧЕ ФУРИИ БУДУТ
ТВОЕЙ КОМПАНИЕЙ. 
Пифагор здесь предупреждает, что если человек, начав поиски истины и изучив некоторые таинства, попытается вернуться на свой путь порока и невежества, он претерпит страшные страдания. Лучше ничего не знать о божественном, нежели познать малость и остановиться на полдороге.

7. КОРМИ ПЕТУХА, НО НЕ ПРИНОСИ ЕГО В ЖЕРТВУ, ПОСКОЛЬКУ
ПОСВЯЩЕН ОН СОЛНЦУ И ЛУНЕ. 
Два великих урока скрыто в этом афоризме. Первый заключается в том, что не следует приносить в
жертву богам живых существ, потому что жизнь священна, и не следует разрушать ее, даже предлагая Богу. Второй заключается в предупреждении человеку, что человеческое тело,  символизируемое здесь петухом, посвящено солнцу (Богу) и луне (природе) и должно сохраняться как наиболее драгоценное средство человеческого воплощения. Пифагор предостерегал своих учеников также от самоубийства.

8. НЕ ПОЗВОЛЯЙ ЛАСТОЧКАМ СЕЛИТЬСЯ В СВОЕМ ДОМЕ. 
Это предупреждение искателю истины, чтобы он не позволял проникать в свой ум блуждающим мыслям или же входить в свою жизнь людям, не способным к духовному изменению. Он должен окружать себя рационально мыслящими людьми и сознательными работниками.

9. НЕ ПРОТЯГИВАЙ ОХОТНО СВОЮ ПРАВУЮ РУКУ НИКОМУ. 
Это предупреждение ученику: следует иметь свой собственный ум и не делиться мудростью и знанием (правая рука) с теми, кто не способен это оценить. Рука здесь представляет истину, которая поднимает тех, кто упал по причине невежества; но поскольку многие из таких падших вовсе не
нуждаются в мудрости, они скорее отрубят руку, протянутую им. Только время может помочь в искуплении невежества людей. 

10. ПОДНЯВШИСЬ С ПОСТЕЛИ, РАЗГЛАДЬ СЛЕДЫ ТЕЛА. 
Пифагор считал, что ученики, проснувшиеся от спячки невежества и пришедшие в бодрствующее состояние разума, должны устранить все воспоминания о своей бывшей духовной темноте. Мудрый человек не оставляет позади себя форму, которую менее разумные могут принять за форму для изготовления идола.

Наиболее знаменитым из всех фрагментов Пифагора являются «Золотые
стихи», приписываемые ему самому, хотя относительно авторства
тут имеются определенные сомнения. «Золотые стихи» содержат
краткий вариант всей системы философии, которая лежала в основе
образовательных доктрин италийской школы в Кротоне. Эти стихи
открываются советом читателю возлюбить Бога, чтить великих героев
и уважать духов природы. Затем человек призывается тщательно обду-
мывать всю его дневную жизнь и предпочитать сокровища ума и души
земным накоплениям. Стихи также обещают человеку, что, если он
поднимет свою низшую материальную природу и будет культивировать
самоконтроль, он будет замечен богами и соединится с ними, разделив
с ними бессмертие. (Важно заметить, что Платон очень высоко
ценил этот манускрипт Пифагора, который сохранился после разрушений
в Кротоне.)

    "Золотые стихи" пифагорейцев

--------------------------------------------------------------- (Время Римской империи)(Издавались с комментариями Гиерокла) (Издание М.:"Гнозис", серия "Пирамида", 1996) [в скобках - вариант перевода: Чанышев А.Н., М.:"Высшая школа", 1991] --------------------------------------------------------------- Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве, Славных героев, подземных демонов чти по закону, Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним, С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу. Делать старайся полезное людям и следуй советам. Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок, Где, как известно, необходимость, там и возможность. [ Ибо возможность близка к воплощенью в людских отношеньях. ] Все это так и запомни. И не предавайся обжорству. Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья. Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний. Пусть,- что важнее всего,- твоим главным судьей станет совесть. Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым И никогда старайся себя не вести безрассудно, Но запомни, что неотвратима от смертных кончина. И что богатство то прибывает, то убывает. Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья - Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий, [ Ты ж свою долю, какая досталась, неси без роптаний. ] И утешенье себе постарайся найти, если можешь. Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам. Много люди слышат и добрых, и злых разговоров - Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья, Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду. То же, что я говорю, всегда исполнить старайся: Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны, Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим. Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо. Бедные люди ведут себя порой неразумно, Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь. [ То лишь ты делать решайся, о чем сожалеть сам не будешь. ] Не занимайся тем делом, в котором ты не образован, Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной. Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье. Меру важно во всем соблюдать - в еде и в напитках И упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость. Образ жизни старайся вести нероскошный и чистый. Остерегайся деяний, которые вызовут зависть. Не допускай непомерных расходов, как низкий душою, Но и не слишком скупись. Основа всего - это мера. Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо. В успокоительный сон не должно тебе погружаться, Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле: В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил? Перебери все в уме, начиная с начала и после. Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные. [ Сладкому сну усталые очи не дай смежить прежде, ] [ Чем ты обсудишь дневные дела свои, так вопрошая: ] [ Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга? ] [ Первым начавши, припомни ты все по порядку, а после, ] [ Коль дела дурны,- о них сокрушайся, добрым же рад будь. ] Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться, Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств. Именем клятву даю открывшего нам четверицу, Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу, Лишь помолившись богам о ее окончаньи. Помни, Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь, Что в вещах преходяще и что в вещах неизменно, Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы, Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь. Станет понятно: несчастные люди приносят страданья Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий. Эта несчастная участь лишает смертных рассудка, Злая судьба постоянно бросает их с места на место. Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствуя бедам, Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь. Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий, Если б раскрыл у каждого высшей природы начало! Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных, Им, возвещая, священная все открывает природа. Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь, Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь. Явства, сказал я, оставьте, что я указал в очищенье [-ях] И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем И руководствуйся подлинным знаньем - лучшим возничим. Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься, Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.