19 января 2012

Осознанные сновидения



Осознанные сновидения - (англ. Lucid Dreaming) - особое состояние сознания, при котором сновидящий понимает, что все его окружающее является сном и может контролировать ход его течения. Ощущения, испытываемые во время осознанного сновидения, очень похожи на те, которые имеются во время бодрствования, а у некоторых сновидящих они превосходят обычные по насыщенности и интенсивности, наблюдение таких ощущений является одной из целей, для которых люди начинают практиковать осознанные сновидения.
Все люди спят, в среднем каждый человек проводит около трети своей жизни во сне. И даже странно представить, что эта немалая часть жизни проходит в беспамятстве...
Каждый относится к снам по-разному, но все соглашаются, что «что-то там происходит».
История сновидений, в том числе и осознанных, уходит в тысячелетия, на этом основаны мифы, сказки, суеверия, написаны тонны книг.
Само по себе существование каких-либо «миров», существующих отдельно от называемого «реальным», обычно ставится под сомнение, но, тем не менее, практика «дриминга» (осознанного или управляемого сновидения) приводит к несколько другим выводам...
Вот одно из описаний осознанного сновидения: «Я летаю, исследую необычные миры, разговариваю с животными и общаюсь с пришельцами и другими невероятными существами, переживаю самые невообразимые приключения, обладаю магическими силами, охочусь на монстров. И это не фантазии и не мистика. Это — мои сновидения, и я — сновидец. Как только засыпаю — оказываюсь в мире сновидений, где возможно всё, что невозможно в мире реальном.
Я всегда знаю, что сплю, поэтому во сне могу делать всё, что мне пожелается, управлять ходом сновидения, развивать или менять сюжет...
Я также «заказываю» себе всевозможные истории — как во время засыпания, так и прямо из сна. Для меня всё это естественно и очевидно, как дыхание.
... никаких «параллельных миров» не создаю, от жизни не сбегаю, как и не путаю и не смешиваю мир сновиденный и мир реальный. Оба имеют равную ценность, и каждый по-своему формирует весь мой жизненный опыт. Принижать значимость того или другого — это как добровольная выборочная амнезия... »
Владимир Гужов в журнале «Иная реальность» (№1 2009 г.) так описывает свой опыт осознанных сновидений: «Всяк может подтвердить, что «смотря сны», наблюдаешь какой-то «мир» со своими свойствами, отличительными чертами, которые имеют повторяемость от одного сна к другому — и это уже в том случае, когда сны неуправляемы, спонтанны, наполнены глупостями, трансформациями и прочими «нереальностями».
В результате практики осознанного сноdидения обнаруживается, что сновидимые миры ведут себя так, как будто это некие отдельные миры, в которых имеются вполне определенные характерные черты, постоянство, и даже свое течение времени.
В процессе регулярного их посещения можно наблюдать произошедшие во время вашего там «отсутствия» изменения, встречать знакомую и незнакомую публику, то есть полный набор впечатлений такого характера, как если бы время от времени приходилось заходить на одну и ту же улицу или посещать в разное время какой-либо город.
Однако не всех сновидимых миров это явление касается в полной мере. С одной стороны, конечно это зависит в первую очередь от дисциплины внимания, от степени фиксируемости точки сборки во время подобных путешествий, от количества персональной силы, обеспечивающей возможность достижения тех или иных врат сновидения.
В обычных снах (которые следует отличать от сновидений) редко когда удается засинхронизировать свое восприятие со сновидимым миром (зафиксировать точку сборки), поэтому картина постоянно трансформируется, и начинающего сновидца может выбрасывать или в другие сновидимые миры, или в тот мир, который принято считать реальностью.
СновиденияС другой же стороны, сами сновидимые миры могут оказаться различной природы. Это те самые «яркие сны» (люцидные сновидения), в которых наблюдаемое может быть легко трансформировано, изменено, когда можно «заказывать себе тему сновидения», всячески развлекаться.
Такой мир собирается исключительно за счет персональной силы сновидящего, поэтому всякий внесенный (созданный) элемент такого мира оттягивает на себя ресурсы, которых вскоре становится недостаточно для поддержания стабильной картины.
В результате картина сна разрушается, и клиент либо просыпается, либо впадает в «обычный сон».
Вслед за термином «осознанные сновидения» появился термин «совместные осознанные сновидения» (СОС), а также появились различные сообщества единомышленников, объединенные общим интересом к осознанным сновидениям, как например, так называемый «Клуб Практикующих Совместные Сновидения» (КПСС - не путать с партией коммунистов), ведущий свою деятельность «В Контакте».

В этих сообществах уже есть успешные и подтвержденные совместные осознанные сновидения.
Вот как рассказывают об одном из таких СОС его участники - Оля и Саша.
«До этого мы уже не раз находили одногруппников в ОС, с полной уверенностью, что вот наконец получилось, но наутро выяснялось, что у партнёра либо полный провал памяти, либо он вообще не запомнил ничего из сновидения, а если что-то и запомнил, то не саму встречу.
Поэтому, когда Саша нашёл меня в сновидении в моём доме, то я поначалу не увидела никакого особого отличия от предыдущих неудачных попыток и не обратила на это внимания.
Никто не светился, никаких фейверков и транспарантов — «Ребята, вы в СОСе!».
К тому же внешне Саша немного отличался от своего настоящего фотографического изображения.
В сновидении мы пообщались, посмеялись, я показала ему тестовую картину, которая во сне была не на своём реальном месте, о чём я и сказала Саше.
Потом я хотела показать ему ещё кое-что, тоже для теста, но Саша исчез. Как потом выяснилось — проснулся.
Только на следующий день, сравнивая сюжеты, мы поняли, что получился настоящий СОС. Слишком уж много было совпадений — обстановка коридора дома, где мы встретились; сам разговор; картина, висевшая не на своём месте...
Заранее все эти детали нами не обсуждались, мы даже не видели фотографий друг друга.
Т.е. получилось, что мы одновременно находились в общем сновиденном пространстве, которое воспринимали одинаково, вплоть до деталей. Несмотря на то, что мне оно было знакомо в реальности, а Саше — нет.
Единственным несовпадением была наша внешность. В общем-то, мы были похожи сами на себя, но не совсем.»
«Да, наш первый СОС с Олей был ключевым по многим причинам. Во-первых, он был не спонтанным, где мы просто случайным образом пересеклись — я целенаправленно искал Олю и нашел...
СновиденияВо-вторых, СОС был удивительным в том плане, что совершено не походил на то, что описывали люди, которые, по их словам, встречались в ОСах. Как только мы сломали стереотипы для себя, нам сразу стало легче работать (правда, ломать было непросто).
Во-третьих, мы убедились, что можно приходить в сон к незнакомым в реальности людям — до этого мы с Олей никогда не виделись, и общались только по скайпу и через сайт «В Контакте».
Вот моё описание того же СОСа:
«Я ОСознался в своей комнате, вспомнил что хотел поискать Олю. Не стал пользоваться «Ветерком-Притяжением» (техника, описанная Хакерами Сновидений), а воспользовался Намереньем.
Для стабилизации ОСа я попробовал включить СВД (Сновиденный Внутренний Диалог — одна из наработок КПСС). Я несколько раз высказал Намеренье попасть к Оле в её сон, проговорил, что попаду в него через мою дверь в коридор и стал немного поворачиваться.
Когда комната стала немного меняться, и появились «левые» предметы, я сместил фокус своего внимания, и сзади меня появился небольшой круглый уличный фонарик с метр высотой. Я схватил этот фонарик и сказал: «А ты выступишь у меня в качестве транзита!», и вышел в коридор.
Там я увидел небольшой бело-серый домик, который был не очень стабильным. Я подошёл к двери, и мне открыла Оля, точнее, я понял, что это Оля. На самом же деле дверь мне открыла девочка, максимум, шестнадцати лет.
Пока мы с ней разговаривали, её лицо слегка менялось — то появлялись, то пропадали очки на её лице. Я помню, что наше общение было очень позитивным (такое внуренне радостное!), хотя ни о чём особо весёлом мы не говорили.
Потом Оля потащила меня в дом, чтобы показать какие-то красные штуки на картинке. Тут я подумал, что это, наверное, спрайт и что мне опять не удалось попасть в ОС к Оле.
Я расстроился и вышел из этого сюжета.»»
Вот одно из лучших определений, что же такое осознанное сновидение:

«1. знаешь, что спишь, понимаешь, что это сон;
2. полный доступ до реальной памяти, т.е. знаешь, кто ты, что ты и помнишь события «реальной жизни»;
3. свобода действий — делаешь или не делаешь всё, что считаешь нужным.»5


Чтобы научиться контролировать сон, необходима определённая практика. Большинство практикующих полагает, что научиться может практически каждый — было бы желание.
Феномен осознанных сновидений еще плохо изучен современной медициной и психологией. Возможно, он мог бы принести большую практическую пользу в будущем, став инструментом, позволяющим лучше изучить сознание человека.
В 1989 году немецкий психолог Пауль Толи (Paul Tholey) опубликовал приемы, используя которые, можно инициировать «ясные сны». Он назвал эти приемы «техникой отражения».
Главный из них заключается в том, что экспериментатор в течение дня периодически задает себе вопрос: «Не сплю ли я?» Проделывать это нужно каждый раз, когда мы наблюдаем нечто иррациональное, больше похожее на сон, чем на явь.
Профессор университета Стэнфорд Стефан Лаберж  (Stephen LaBerge), психолог Линн Левитан (Lynne Levitan) и другие современные исследователи снов предлагают свою технику инициации «ясных снов».
Она заключается в том, что человек перед сном дает себе жесткую установку запомнить сновидения. Это позволяет во сне отдавать себе отчет: «Я сплю, и то, что сейчас вижу, мне снится». Просыпаясь, «подопытный» должен постараться вспомнить сон с максимальным количеством деталей и поразмышлять о том, какое продолжение сна ему хотелось бы увидеть.
Например, если тебе хочется во сне летать, включи свой полет в приснившийся сюжет. Практикуя такие «ментальные тренировки», доктор Лаберж научился управлять своими снами и сейчас занимается исследованиями внешних стимуляторов «ясных снов».
Он утверждает, что такие сны способствуют саморазвитию человека, укрепляют уверенность в себе, душевное и физическое здоровье, помогают избавиться от ночных кошмаров, повышают способность к творческому решению проблем.
У сторонников теории осознанных сновидений, конечно же, есть и оппоненты. Приведем типичное мнение одного из них: «Чем ярче и эмоциональнее сны, тем сильнее перегружен ум и, по каким-то причинам, подавлена внешняя психическая или эмоциональная сфера. Такие сны снятся в качестве разрядки.
Но как всегда появились гуру сновидений со сказками о том, что человек во сне попадает чёрте куда и, при желании и соблюдении инструкции, может притащить оттуда золотишко или хотя бы возвысится над миром.
СновиденияРаз такие сны снятся от неурядиц, то идея достигнуть сверхсовершенства упала на благодатную почву, с разницей, что причина лежит не в снах, а в реале.
Вреда особого от методик осознания сновидений нет. Человек побалуется, побалуется и бросает это дело, и как раз в реале ситуация разруливается.
Если яркие сны снятся в качестве разрядки ума, то пытаться вызывать их снова и снова — это снова пытаться создавать это напряжение, выкачивая ресурсы организма и ослабляя его физическую конституцию.
И вместо полноценного отдыха, мы просыпаемся «одухотворёнными», но ещё более разбитыми.
Не понимая, зачем человеку даны сны, мы пытаемся их эксплуатировать, и попадаем во многие его ловушки.
...Мы якобы контролируем сны и делаем в них то, что захотим, но это лишь создание второго защитного слоя, предохраняющего от ненужного пробуждения.
Энергия сна очень чувствительная, мозг работает в особом режиме. Именно поэтому мы всегда просыпаемся на самом интересном месте...
... Даже если человек во сне (некая его оболочка) куда-то и попадает, то именно сны и препятствуют это понять.
Это как с мешком на голове путешествовать по миру. Просыпайся при этом, не просыпайся, мешок — ум — всё равно на голове.
Но пробовать и проверять, конечно, стоит.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий