01 марта 2011

Христограмма


В первые века новой эры в римских катакомбах зародилась христограмма — важнейший символ грядущей мировой религии. Христограммой называется монограмма Иисуса Христа, т.е. вензель, образованный из первых букв его имени на греческом языке. Обычно ее составляли переплетения букв I (йот) и X (хи) или X и Р (ро). Христограмма символизировала как самого Христа, так и его победу над смертью; следовательно, в последнем случае она выступает как знак бессмертия. Кроме того, христограмма служила и символом высокого божественного покровительства.
Этот символ, столь популярный у ранних христиан, появился, однако, задолго до возникновения самого христианства. Известно, например, что у древних халдеев похожая монограмма символизировала солнце, а в греческом языке существовало слово «хрестос», означавшее «благоприятный» и начинавшееся с тех же самых букв — хи и ро. Впрочем, для разных видов христограмм использовались не только различные сочетания греческих букв, но и символические фигуры.

На заре христианства христограмма наряду с рыбой служила главной эмблемой новой религии. Ранние христиане изображали ее на сосудах, лампах, шкатулках и других предметах быта, но чаще всего — на стенах римских катакомб и на могильных плитах.
Одна из первых христограмм, напоминающая по форме нашу букву «Ж», была составлена из греческих инициалов Иисуса Христа: I и X; в то же время она представляла собой Андреевский крест, пересеченный по центру вертикальной перекладиной. Такая монограмма встречается уже на надгробиях III века. Долгое время этот вид христограммы использовался и после легализации христианства в Римской империи (313 г.); впоследствии ею украшали и христианские храмы. Так, ее изображение несет на себе мозаичный свод архиепископской капеллы в Равенне (конец V в.).

Христограмма, образованная из двух первых букв слова Христос (хи и ро), известна как «монограмма Константина». Изображение этой христограммы первый римский император-христианин даже поместил на своем штандарте. Биограф Константина, церковный историк Евсевий Ке-сарийский, оставил нам его описание: «Это знамя...имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста..., а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме»1.
К данному свидетельству «отца истории церкви» необходимо добавить, что «монограмма Константина» присутствовала также и на римских монетах IV века н.э. Кроме того, она изображалась и на глиняных сосудах того времени, и на могильных плитах, и на пещерных фресках (например, в пещере св. Сикста).
Монограмма «посох пастыря» возникла, несомненно, на основе докон-стантиновской христограммы; буква I (йот) приобрела в ней форму пастушьего посоха, символизировавшего духовного пастыря и воспринятого первыми епископами. Возникновение этой христограммы церковные историки связывают с известным изречением Христа: «Я есть пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Хри-стограммой «посох пастыря» были отмечены некоторые глиняные лампы, обнаруженные исследователями в римских катакомбах.
Нетрудно заметить, что «солнцеобразная» христограмма образована путем добавления к «монограмме Константина» горизонтальной перекладины; подобно своей предшественнице, она также изображалась на римских монетах IV века.
Монограмма «трезубец» ведет свое происхождение от слов Христа, уподоблявшего Царствие Небесное неводу, «закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13: 47). Под рыбами здесь подразумеваются конечно же человеческие души.
Данный символизм невода быстро распространился и на другие рыболовные приспособления, в том числе и на трезубец. Преимущество же последнего заключается в том, что его форма напоминает о божественной Троице.

С течением времени крест, скрытый в каждой христограмме, постепенно начинает выступать на первый план. Это можно видеть на поздних христограммах IV— V веков. Особенностью последней является то, что она образована путем совмещения греческих букв «Р» (ро) и «Т» (тау), где первая из них символизирует небесного царя (от римского «REX» — цезарь, царь), а вторая — Т-образный крест, на котором он был распят. Таким образом, перед нами — символическое распятие. Такие христограммы-распятия, изображавшиеся исключительно на надгробиях и усыпальницах, обнаружены на старинных кладбищах Тира, Мегар и других древних городов.

В конце концов, крест, как более древний и могущественный символ, окончательно затмил и вытеснил христограмму, сделавшись единственной эмблемой христианства. Победе креста способствовало быстрое распространение этой религии, вскоре превратившейся в мировую. Однако крест, подобно христограмме, не сохранил какую-то единую, каноническую форму; человеческая фантазия породила множество его разновидностей, о чем подробно рассказано в соответствующей главе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий