08 февраля 2011

Анархия



Анархия (как конечная цель анархизма, как общественная система) - свободное безгосударственное общество, основанное на равенстве прав всех людей. В отличии от государственного строя, регулируется анархия исключительно свободным договором, без насильственного принуждения.

Анархия дословно означает "безвластие", отсутствие власти. Так же словом "анархия" часто именуют общество построенное по принципу безвластия.

Анархизм - теория достижения анархического общества, т.е. теория о том как, на каких принципах должно устраиваться общество для того чтобы быть анархичным, быть анархией.

Власть - это способность и возможность некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Т.е. Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.
Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.
Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (определить, обусловить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли или животные.

Анархия утверждает, что общество может быть и должно быть организовано без применения власти. Для этого анархизм определяет следующие необходимые принципы:

    Свобода - это способность и возможность осуществлять свою волю. Свобода предполагает инициативу (побуждение к действию) и ответственность (обязанность отвечать) за свои действия и их результаты, последствия. Властным взаимоотношениям всегда сопутствует нарушение свободы подвластного, так как подвластный в этом случае осуществляет не свою волю, и поэтому не является источником инициативы и в полной мере ответственным. Признание неприкосновенности свободы человека означает невозможность применения к нему власти, мер принуждения и насилия, и как следствие передачу ему всей инициативы и ответственности за свои поступки и действия.

    Равенство - равноценность (одинаковая ценность), равноправие (одинаковые права) всех людей. Суть этого понятия не в том, что все люди идентичны, равны по своим качествам, достоинствам, а в том, что все они воплощают один и тот же принцип человечности. Равенство означает, что все мы, каждый из нас есть человек, и имеет такие же права на жизнь, как и все остальные. Признание равенства необходимо и означает признание способности за каждым человеком осознавать властный импульс, и как следствие исключает навязывание воли одного субъекта другим субъектам, мотивируемое неполноценностью последних. Из психологии известно, что человек не способен эксплуатировать тех, кого признает равными себе.

    Взаимопомощь (сотрудничество) - добровольное объединение личных способностей разных людей для достижения общей, для каждого из них, цели. Коллективное взаимодействие - это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Известно, что наибольшей эффективности и качества взаимодействие и труд достигают тогда, когда присутствует личная заинтересованность каждого участника. Так как принуждение власти не предполагает личной заинтересованности подвластных, то оно ведет к неэффективности и конфликту. В то время как сотрудничество изначально означает личную заинтересованность каждого в достижении цели. Поэтому анархия отвергает власть, как неэффективное и вредное средство, непригодное для организации общества, предлагая заменить его более эффективной и бесконфликтной взаимопомощью, сотрудничеством.


Таким образом, отличие анархизма от других систем лежит в отказе от власти как инструмента организации общества.
Государственные системы утверждают, что любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп посредством власти, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Анархизм утверждает что использование власти, навязывание воли одних другим, не допустимо и общество должно организовываться исключительно посредством свободного сотрудничества, взаимопомощи и личной заинтересованности, т.е. посредством свободной воли.

Анархист - это человек, который признает равенство и свободу каждого человека, и не приемлет сам и считает недопустимым применение другими власти и принуждения как инструмента устройства общества.

Модель общества

В сфере управления главное отличие анархии заключается в отсутствии принуждения. По сути такое общество - союз федераций и ассоциаций свободных людей. В обществе и сейчас есть устойчивые союзы таких ассоциаций, так что не правы те, кто говорит что без принуждения, без насилия наступит хаос. Анархия основывается не на насильно внедряемых законах, подкрепляемыми страхом перед наказанием, а на свободном договоре, ответственности и морали. И именно это свойство позволяет назвать анархию - самым прогрессивным общественным строем.
В сфере экономики различные течения анархизма предлагают разные модели распределения имущественных благ.
Коммунистический анархизм предлагает следовать принципу: "от каждого - по способностям, каждому по потребностям", то есть в таком обществе исключена роль денег, поскольку они представляются инструментом эксплуатации и основной причиной падения морального уровня. Анархо-коммунисты говорят, что такой способ предоставляет широкую возможность для увеличения разнообразия товаров, и облегчает их распространение, избавляет население от экономических кризисов, бедности и безработицы. Должна исчезнуть важнейшая граница, которая довлела над человеком - граница между досугом и работой, они объединятся в деятельность. Этот фактор, а так же стремительный прогресс техники предполагают обеспечить тот импульс, который должен сгладить и даже перекрыть потерю производительной силы общества в результате исчезновения эксплуатации. В связи с этим люди в таком обществе больше перейдут от производственной сферы (где их и без того вытесняют машины) к интеллектуальной.
Рыночный анархизм (анархизм свободного рынка) основывается на представлениях о неприкосновенности трудовой собственности и возможности свободного договора между людьми в отсутствие государственного принуждения. Ликвидация паразитарной системы налогообложения должна освободить множество ресурсов, уходящих на прокорм государственной машины. Таким образом, труд человека будет вознаграждён в полной мере. Рыночные анархисты не считают необходимым ликвидацию денег как таковых, они считают, что право на денежную эмиссию должно быть возвращено из под монополии государства каждому человеку. Осуществление трудовых отношений в рамках свободного договора должно гарантировать каждому оплату его труда в той мере, в которой он на это согласен. Уничтожение государства приведёт к ликвидации т.н. "большого бизнеса", связанного с государством и поддерживаемого им. Поэтому реальный рынок будет развиваться как множество сообществ производителей и потребителей, мелких собственников и кооперативов - на принципах свободного договора и свободной конкуренции.
В интеллектуальной сфере анархия предоставляет наибольшую свободу для развития человеческой личности, поскольку не накладывает ограничений на доступ к знаниям и достижениям человечества. Это даст стимул к развитию науки, причём её развитие отныне не будет угрожать существованию человечества, так как будут устранены государственные армии. Наука не будет зависеть от контроля государства, которое сейчас накладывает серьёзные ограничения для использования её ресурсом обществом или заинтересованными коммерческими компаниями. Освобождённая от государственного вмешательства экономика сможет регулировать развитие науки именно в интересах трудящихся, которые будут являться первоочередными заинтересованными потребителями производных научных открытий.

Элементы анархии в современном обществе

Среди анархистов широко распространено мнение, что элементы анархии существуют уже сейчас, в тех областях человеческой жизни, которые не захвачены государством и не подчинены насильно его интересам. Таким образом, договорившись с соседями по очереди вкручивать лампочку на лестничной клетке в подъезде, человек уже практикует анархические отношения. Оказывается, что большинство наших повседневных занятий являются непосредственной анархической практикой. Только тогда, когда они сталкиваются с вмешательством государства - законодательством, налогообложением, полицейскими органами и т.п. - они становятся огосударствлёнными. Для того, чтобы избавится от паразитирования государства на человеческих отношениях, необходимо ликвидировать его влияние во всех сферах общественной жизни. Таким образом, анархисты считают, что анархию не нужно строить, поскольку она не является утопией, а её необходимо расширять, вытесняя шаг за шагом чиновно-полицейскую машину из жизни общества и нейтрализуя её влияние на жизнь людей.
Анархо-коммунисты утверждают, что пример коммунистического отношения к собственности можно наблюдать в движении за свободное программное обеспечение. Так, каждый пользователь может свободно изучать и модифицировать продукт труда другого человека. СПО разработчики выкладывают свой софт на всеобщий суд ни взимая за это ни копейки. Таким образом, они надеются на декоммерциализацию программного обеспечения. По мнению коммунистических анархистов это шаг к подавлению капиталистических отношений в мире.

Примеры анархических систем, успех претворения их в жизнь

Розничный магазин Уоррена, 1827 г.

Джошуа Уоррен из Бостона (1798-1879) был одним из участников коммуны "Но­вая Гармония", рожденной в 1826 году и ставшей полигоном утопии Оуэна. Уоррен видел, что практичес­кое применение обратило утопию в пыль. При­чиной краха коммуны он считал отсут­ствие в ней личной собственности и полное обобществление, препятствовавшие индивиду­альным инициативам. Уоррен выдвинул принципы единоличной работы, прямого обмена по себестоимости и строгой взаимности. Одна из идей Уоррена заключалась в том, что каждый имеет право на выпуск собствен­ных денег, если находятся те, кто готов их при­нимать. Уоррен полагал, что эмиссия частной валюты способна победить очевидную неспра­ведливость "прибавочного процента". В це­лях проверки своей теории Уоррен открыл в 1827 г. в Цинциннати розничный магазин. Покупатель оплачивал труд Уоррена трудовой распиской, в которой брал на себя обязательство платить эквивален­тным количеством времени. Так, например, если покупа­тель был сле­сарем, то тру­довая распис­ка обязывала его в течение некоторого времени ока­зывать Уоррену слесарные услуги. Так была органи­зована систе­ма, в которой прибыль воз­никала из обмена трудом: возникло сообще­ство, основанное на бартерных отношениях и распространившее свое влияние за пределы группы радикалов. Обычные люди приезжали за сотни километров, чтобы оценить преиму­щество низких цен Уоррена. Он стал рекомендовать повсеместную организацию точно таких же магазинов и складов колониями, основанными на справедливом обмене продуктов и услуг. Подобные магазины и колонии продолжали существовать и в 1865 году под названием справедливых складов, справедливых домов и справедливых деревень.

Гуляйпольские коммуны, 1918 г.

С ноября 1918 по июнь 1919 г. крестьяне Гуляй-польского района Екатеринославской губернии Украины изгнали из района помещиков и земля оказалась в их руках. В ряде мест стали проявляться попытки организоваться в свободные трудовые коммуны и свободные советы трудя­щихся. Несмотря на враждебное отношение крестьян к казен­ным коммунам, во многих местах гуляй-польского района возникли коммуны с названием «трудовая» и «свободная». При селе Покровском была организована первая свободная покровская коммуна имени Р. Люксембург. Вначале в нее входило несколько десятков человек, позже до 300 и более. Коммуна была создана местным беднейшим крестьянством. Внутренняя жизнь коммуны не имела ничего общего с коммунизмом Люксембург и была построена на безвластных началах. Коммунистическая власть пробовала было вмешаться во внутреннюю жизнь коммуны, но не была допущена туда. В бывшей помещичьей эконо­мии в семи верстах от Гуляй-Поля была образована коммуна, объединявшая гуляй-польскую бедноту. Коммуна называлась коммуной № 1, верстах в двадцати от неё находились коммуна № 2 и коммуна № 3. В ряде других мест возникли коммуны бедняков. Они объединяли мень­шинство населения, — тех, кто не имел своих хозяйств. Коммуны создавались исключительно на почве насущных потребностей крестьян. Это не были искусст­венные коммуны создаваемые коммунистической партией, которые пользуются поддержкой го­сударства. Это были именно трудовые коммуны крестьян, в которых крестьяне прежде всего работали, стараясь обес­печить себя ежедневным пропитанием. Коммуны основывались на принципах товарищества и братства. Все — и мужчины, и женщины, и подростки — обязаны были равно тру­диться по мере своих сил. Организационные работы выполняли один-два человека, которые потом трудились наравне с остальными членами коммуны. Несомненно, коммуны имели подобные черты потому, что возникли в трудовой среде и их развитие их шло естественным путем.

Синдикаты и коммуны в Испании 1936—1939 гг.

К 1930-м гг. в анархистском профсоюзе НКТ состояло около двух миллионов рабочих, а в Федерации анархистов Иберии (ФАИ) — несколько сотен тысяч человек. Разразившийся в июле 1936 г. мятеж генерала Франко и последовавшая за ним гражданская война подтолкнули анархистов к решительным действиям. Под контролем НКТ оказались наиболее промышленно развитая Каталония и сельскохозяйственный Арагон. Социализированные промышленные предприятия, захваченные рабочими, функционировали довольно эффективно: все решения принимались на собраниях трудовых коллективов, была существенно повышена заработная плата, прибыли инвестировались в культурные проекты, на нужды образования. Крестьяне на общих собраниях свергали местную власть, избирали революционные комитеты, отбирали землю у помещиков, создавали кооперативы. Эти кооперативы создавались снизу и добровольно; желающие могли обрабатывать землю индивидуально. Создавались коллективные склады и магазины. Отдельные кооперативы объединялись в федерации. Коллективы действовали на принципах самоуправления, отрицания иерархии. Все важные решения принимались на собраниях членов коллективов. Это движение получило широкий размах: в Арагоне было создано 400 коллективов, в Кастилии — 300, в Каталонии — 40. В Арагоне в коллективах участвовали 400 тыс. человек (70 % населения региона), которые обрабатывали 60 % всех находившихся в хозяйственном обороте земель. Арагонские кооперативы достигли больших успехов в сельском хозяйстве: в 1937 г. урожай в Арагоне вырос на 20 %, тогда как в других регионах страны он существенно снизился (что, впрочем, отчасти объяснялось разным положением испанских регионов в годы гражданской войны). Анархистский социальный эксперимент был насильственно прерван. На смену «антифашистскому единству» пришли разногласия и конфликты между двумя главными силами республиканского лагеря — анархистами и Испанской компартией. Анархистская народная милиция казалась коммунистам вредной «партизанщиной», а производственное самоуправление на социализированных предприятиях и создание сельскохозяйственных коллективов — опасной альтернативой предлагавшейся коммунистами национализации и огосударствлению экономики. В мае 1937 г. коммунисты спровоцировали бои в Барселоне, приведшие к разоружению отрядов анархистов и к началу террора против НКТ и ФАИ, а в августе 1937 г. снятая с фронта танковая бригада коммунистического генерала Листера обрушилась на арагонские кооперативы. Аресты и казни, начатые коммунистами, довершили франкисты, вступившие в Арагон в марте 1938 г. Под нажимом компартии коллективизированные предприятия Каталонии и других регионов были национализированы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий