09 февраля 2011

Ангел


Aрхангел Mихаил
  Греческое слово «ангел» и арабское ­ «маляк» в переводе означают одно и то же ­ «посланник», поскольку главное назначение этих загадочных фантастичес­ких существ заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между дy­ховной небесной сферой и земным материальным миром, передавая людям волю Бога (Аллаха).
   Ангел ­ символ совершенства. «Ангелом» называют чистого, доброго, скромного, безгрешного человека, вызывающе­го у окружающих чувство умиления. Чаще всего сравнения и эпитеты, имеющие це­лью подчеркнуть совершенство, относят­ся к невинному дитя или прекрасной женщине «ангельский лик», «ангельская улыбка», «красив, как ангел», «хороша, как ангел» и т.д.). Ангел ­ воплощение добродетели «ангельский характер») и кротости «ангельское терпение»). Белые одежды олицетворяют чистоту и целомудрие божественных посланников, а большие крылья за спиной намекают на их вездесущность.
   В мифологии и религии народов древнего Востока образы ангелов очень зыбки, расплывчаты и зачастую неотличи­мы от фигур богов или демонов. В иудаиз­ме, христианстве и исламе божьи вестни­ки приобретают более четкие очертания, хотя и здесь встречается множество не­стыковок и противоречий. В первую оче­редь это касается вопроса о природе aнге­лов. Одни источники сообщают о том, что ангелы духовны и бестелесны, а дpy­гие утверждают, что они имеют какое-то эфирное тело. Псевдо -Дионисий Ареопа­гит (V в.), главный античный специалист по ангелам, считал, что эти существа рож­дены из небесного огня, но арабские xa­дисы заверяют, будто ангелы сотворены из света.
   Теологические трактаты, посвящен­ные данной теме, полны неразрешимых противоречий. Странная получается картина: ангелы совершенны, но не вceвeдy­щи; бесплотны, но подвержены искуше­ниям плоти; имеют пол, но при этом не способны производить потомства. Нет согласия и относительно времени рожде­ния ангелов: то ли они созданы Богом в 4-­й день творения (по Корану), то ли во 2­-й (по Талмуду), то ли в 1­-й (по иудейс­кой Книге Юбилеев), а может быть, даже задолго до сотворения мира (по версии авторитетного христианского богослова Иеронима). Зато по поводу их количества среди представителей всех религий царит полное единодушие, так как всеми при­знано, что ангелов существует бесчислен­ное множество.
   Круг обязанностей этих светоносных существ весьма и весьма обширен. Ангелы­ должны: прислуживать господу, не за­ бывая при этом славословить Творца на все лады; управлять звездами и движением планет, поддерживая гармоническое равновесие во Вселенной; бдительно охранять прекрасные райские кущи и мрачные глубины ада; доставлять людям божественные послания и заносить все поступки смертных в специальные учет­ные книги; оберегать праведников и на­казывать грешников; неустанно бороть­ся с демоническими силами зла и тьмы и т.д., и т.п.
   Как на земле, среди людей, так и на небесах, среди ангелов, нет равенства. Сонмы ангелов находятся в строгом иерархическом соподчинении. В хрис­тианстве принята классификация уже упомянутого Псевдо­-Дионисия Ареопа­гита, разделившего божьих слуг на три триады или девять чинов. Число «9», об­разованное тремя тройками, не случай­ но ­ оно призвано символизировать пол­ное совершенство ангельской организа­ции.
   В первую триаду входят особо при­ближенные к Богу ангелы ­ серафимы, херувимы и престолы; вторая триада, выражающая принцип божественного ми­ровладычества, составлена из господств, сил и властей; третья триада, наиболее близкая к материальному миру людей, объединяет начала, архангелов и ангелов (самый низший, девятый ангельский чин).
   Перед каждым из этих чинов стоят собственные задачи космического масш­таба: серафимы и херувимы отвечают за сферу далеких звезд; престолы царствуют над Сатурном; господства властвуют над Юпитером; власти господствуют над Солнцем; силы начальствуют над Венерой­; начала имеют силу над Марсом; архангелы повелевают Меркурием, а ангелы управляют Луной.
   Ангелы двух первых чинов бледной тенью промелькнули в ветхозаветной лите­ратуре. Пророк Исайя, составивший сло­весный портрет «пламенеющих» серафи­мов, изобразил их как шестикрылые человекоподобные существа, а пророку Иезекиилю в видении предстали четырехликие и четырехкрылые (с головой че­ловека, льва, быка и орла) херувимы. С огненными мечами в руках херувимы несли охрану Древа Жизни в садах Эдема (хотя никто, собственно, никогда и не покушался на его плоды).
   Престолы, окружающие хрустальный трон Творца, вообще лишены каких бы то ни было антропоморфных или зооморф­ных черт, а название их Псевдо­-Диони­сий объясняет тем, что они «...носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повеления». Таким образом, престо­лы подобны угодливым царедворцам, пресмыкающимся пред земным властителем.
   Участники второй триады, т.е. господ­ства, силы и власти, вскользь упоминают­ся в новозаветных текстах как некие кос­мические существа, но образы эти столь расплывчаты и туманны, что ничего конкретного о них сказать невозможно. То же относится и к безликим началам, бездар­но открывающим третью триаду. О нача­лах известно только то, что они повелева­ют судьбами целых народов. Зато о двух низших ангельских чинах сведений име­ется не в пример больше.
   Архангелы «ангелоначальники») принадлежат к восьмому чину. В Биб­лии, а также в позднеиудейских и христи­анских апокрифах поименно названы 8 архангелов: Михаил «Подобный Богу», Гавриил «ила Божья», Рафаил «Исцеление Божье», Уриил «Свет Бо­жий», Варахиил «Благословение Бо­жие»), Иегyдиил «Хвала Божья», Иере­миил «Высота Божья» и Салафиил «Молящий Бога»). Наиболее рельефно очерчены образы трех первых из них.
   Михаил ­ самый популярный из ap­хангелов, «архистратиг» (главнокоман­дующий) небесного воинства, наделен­ный, кроме того, и другими чрезвычай­ными полномочиями. Именно Михаил является хранителем тайны сотворения мира, зашифрованной в магических письменах; именно он уполномочен объявить о конце времен трубным гла­сом; именно ему поручено заносить в особую книгу имена праведников, а в день Страшного суда взвешивать на весах бессмертные души. Михаил, как самый гyманный из ap­хангелов, выступает в роли адвоката (зас­тупника) людей перед Богом. В Ветхом Завете он выглядит покровителем всего еврейского народа «князь великий, стоящий за сынов народа»). Михаил извле­кает из огненной печи трех невинных отроков; спасает Исаака от занесенного над ним ножа; выводит Лота из обреченного Содома; обучает Адама земледелию, Aвраама ­ теологии, а Моисею вручает скрижали Закона. В день последней бит­вы с силами зла Михаил, возглавивший ангельское войско, поражает самого Cатану, принявшего облик мерзкого дракона. В Европе и в России лучший из ap­хангелов почитался как защитник хрис­тианской церкви, как персонификация победы и воинской славы.
Архангел Гавриил ­ главный боже­ственный посланник, имеющий власть над стихиями. Гавриил предсказывает рождение Самсона, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и считается поэтому ангелом Благовещения. Он опекает пророка Даниила, раскрывает тайный смысл его видений. Несмотря на то что Гавриил ча­стенько посещает землю по делам боже­ственной службы, ему непонятным обра­зом удается совмещать должности глав­ного посланника и казначея­ хранителя небесных сокровищ.
   Рафаил ­ божественный лекарь, успешно врачующий и тела, и души. В книге Товита рассказывается о том, как он сперва вернул зрение слепому Товиту, а потом, выступив в роли экзорциста, из­ гнал злого духа Асмодея из его снохи. Некоей толикой своего врачебного дара Paфаил поделился с Ноем, научив патриар­ха распознавать целебные травы.
   Медицинская практика не мешала Рафаилу руководить небесным департаментом ангелов-хранителей. В этом качестве он являлся защитником всего человече­ства, но особое благоволение архангел выказывал паломникам и странникам.
   В исламской традиции к престолу Аллаха допущены четыре великих архангела. Роль первой скрипки в мусульманс­ком ангельском хоре досталась Джибраилу, двойнику христианского Гавриила. Самый приближенный к Аллаху ангел xa­рактеризуется в Коране как «Святой дух» и «Благородный посланник».
   Джибраил ­ наставник всех патриар­хов и пророков, начиная с Адама. Перво­му человеку Джибраил помог адаптиро­ваться к тяжким земным условиям после блаженного тунеядства в раю; Ноя спас во время Потопа; Иосифа сделал полигло­том, обучив множеству иностранных языков, и т.д. Мухаммеда добрый ангел взял под особую опеку после того, как передал ему Коран. Джибраил стал духовным наставником Пророка, всячески помогая ему и в делах веры, и в ратных трудах.
   Микаил (христианский Михаил) по­велевает явлениями природы, обеспечи­вает рост и процветание всего сущего. Вместе с другими ангелами он омывал сердце Мухаммеда, а затем принимал aктивное участие в битвах правоверных с неверными.
   Азраил ­ ангел смерти, самый cypo­вый и решительный среди мусульманс­ких небожителей. Большую часть времени он вынужден проводить под сенью Древа Смерти, растущего у трона Аллаха, внимательно наблюдая за тем, как опа­дают его листья. Количество листьев на дереве соответствует количеству живу­щих на земле людей, и на каждом из них обозначено имя того или иного челове­ка. Лист, опавший с ветки, означает конец чьей-­то жизни, и Азраил обязан в 40­дневный срок вынуть душу из тела. Такой срок нельзя счесть чрезмерным, ведь люди на земле умирают ежеминут­но, если не ежесекундно, поэтому дел у мрачного ангела ­ выше головы. К тому же в его невеселой работе есть своя спе­цифика. Умертвить грешника гораздо проще и быстрее, нежели праведника: из правоверного мусульманина Азраил тя­нет душу потихоньку ­полегоньку, а из нечестивца вырывает ее так грубо и рез­ко, что бедняга подскакивает от боли на своем смертном одре.
   Печальнее Азраила только впечатли­ тельный Исрафил, ангел ­ вестник Страшного суда. Исрафил никогда не расстается со своим зычным рогом, с тревогой и трепетом ожидая того рокового момента, когда Всевышний прикажет ему дать финальную сирену. Вдобавок к этой тягостной ноше, камнем лежащей на его душе, Исрафил еще и постоянно изводит сам себя. Трижды в день и один раз за ночь гpустный ангел заглядывает в геенну огненную, всякий раз заливаясь слезами сострадания при виде адских мучений грешников. Рыдания бедного Исрафила способны разжалобить и тигра, но мило­сердный Аллах слезам не верит и рыдани­ям не внемлет.
   Все исламские ангелы ­ настоящие космические гиганты, головой подпира­ющие небеса, а ногами касающиеся зем­ли. Джибраил, помахивающий в про­странстве шестью сотнями крыльев, нaстолько велик, что птице, взлетевшей с его локтя, понадобилось бы 700 лет непрерывного полета, чтобы приземлиться отдохнуть на плече исполина. Под стать ему и Микаил с Исрафилом. Самой коло­ритной внешностью наделен Азраил: у ангела смерти четыре головы и четыре тысячи крыльев, а все тело покрыто глазами и языками, число коих равно числу лю­дей на земле. Между тем, вступая в контакт со смертными, ангелы ­-колоссы с легкостью принимают человеческий облик. Джибраил, например, неоднократно яв­лялся Мухаммеду в образе прекрасного юноши, в ослепительно­ белых одеждах, но с черными, как смоль, волосами.
   К низшему, девятому чину, относятся «рядовые» ангелы ­ вестники и ангелы­ хранители, олицетворяющие божествен­ное покровительство и защиту. Каждому христианину полагается только один aнгел­-хранитель, но в исламе их число колеб­лется от 2 до 160 (в зависимости от социального статуса мусульманина). Правед­ника ангел-­хранитель сопровождает на протяжении всей его жизни, начиная с момента рождения, когда он вдувает в че­ловека душу, и заканчивая смертным ча­сом, когда ангел, бережно поддерживая, возносит ее на небеса. От закоренелого грешника и богохульника небесный по­кровитель может и отступиться, и тогда eгo неприкаянную душу, воспарившую в момент смерти к небесам, моментально cцa­пают демоны. Со всеми вытекающими из этого адскими последствиями. За душу обыкновенного человека, шалившего себе помаленьку­ но не совершавшего смертных гpexoв, ангeлы-­хранители ведут упорную борьбу с бесами. От ее исхода и зависит дальнейшее местопребывание такой co­мнительной душонки.
   Некоторые ангелы-­хранители, наибо­лее ревностно исполняющие свои обязан­ности, время от времени являются подо­печному, дабы предостеречь eгo от неверного шага, предупредить о надвигающейся опасности или наставить неразумного на путь истинный. В своем естественном об­лике смертному они по казаться не могут, а потому и принимают привычный чело­веческий образ. Обыватель, закружив­шийся в жизненной суете, как белка в колесе, зачастую даже не в состоянии узнать в милом незнакомце, неожиданно оказавшемся на его пути, своего ангела­-хранителя.
   О том, каким образом ангелы находят общий язык с людьми, можно узнать если не из собственного опыта, то хотя бы из книги известного мистика Эммануэля Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде»:
   «Ангелы, беседуя с человеком, говорят не на своем, а на его родном или извест­ном ему языке. Речь ангела или духа, об­ращенная к человеку, слышится им столь же звучно, как и речь людская, но с тою разницей, что никто из посторонних не слышит ее, а только он один. Это проис­ходит от того, что речь ангела или духа отражается сперва в мысли человека, а затемуже, внутренним путем, в его ушах, на которые она таким образом действует из­нутри... Когда духи или ангелы обраща­ются к человеку, то они могут говорить с ним издалека так же звучно, как и вблизи. Но когда они отвращаются от человека и говорят между собой, тогда он ничего не слышит из их речи, хотя бы разговор их происходил под самым ухом».
   К отдельной категории следует отнести падших ангелов (демонов), символи­зирующих грех гордыни. Мусульманский ангел Иблис, например, в отличие от oc­тальных своих собратьев отказался выполнить повеление Аллаха ­ пасть ниц пред Адамом. И­блис надменно заявил Аллаху: «Я ­ лучше его; ты создал меня из огня, а его создал из глины». За что и удостоился увесистого пинка, сбросив­шего ослушника с небес. Подобная участь постигла и христианского Люци­фера. Впрочем, демоны ­ это уже совсем другая тема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий