Климент, один из отцов доникейского периода церкви, описывает в1 веке после рождения Христова природу и привычки феникса следующим образом: «Есть такая птица, которая называется феникс. Она единственная в своем роде, и живет она пять сотен лет. А когда подходит время умирать, она строит себе гнездо из мирры и других благовонных материалов, садится в него и умирает. Но в результате его разложения получается червяк, который, будучи накормлен соком мертвой птицы, обрастает перьями. Когда он становится достаточно сильным, он подхватывает свое гнездо с костями родителя и проносит его из Аравии в Египет, в город Гелиополис. И однажды при всем честном народе он возлагает гнездо на алтарь солнца, после чего устремляется назад. Жрецы тогда проверяют свои записи и обнаруживают, что прошло точно пять сотен лет».
Признавая, что он не видел феникса (в то время был жив только один экземпляр), Геродот дополняет описание Климента: «Они рассказывают историю, которая не кажется мне заслуживающей доверия, о том, что делает эта птица: феникс пролетает все расстояние до Аравии, приносит обмазанную в мирре птицу-родителя к храму солнца и хоронит тело. Для того чтобы проделать все это, он сначала делает шар из мирры, такой большой, какой только может нести; затем он делает в нем углубление и помещает туда родителя, после чего запечатывает отверстие свежей миррой, и вес шара при этом точно такой же, как и исходного шара. Он приносит его в Египет и кладет на алтарь солнца. Такова история, которую они рассказывают об этой птице».
ФЕНИКС ИЛИ ОРЕЛ?
Слева изображена голова птицы с первой великой печати США (1782), а справа —голова с великой печати 1902 г. Когда была вырезана первая великая печать, изображенная
на ней птица была весьма отлична от орла. В самом деле, шея была гораздо
длиннее, и оперенье в верхней части головы весьма примечательно. Клюв мало похож
на орлиный. И вообще, вся птица гораздо тоньше орла, а крылья ее короче. Не требуется
большою воображения, чтобы понять, что этот так называемый орел, птица с
печати, есть на самом деле феникс античности. Больше того, можно усмотреть резонные
мотивы в том, что феникс представлял новую страну, возникающую из руин
старой. Бенджамин Франклин едко заметил, что орел в качестве символа I ю был птицей,
которую отличает хорошая мораль!
Геродот и Плиний отмечают большое сходство между фениксом и орлом. Читателю весьма важно знать и понимать это обстоятельство, потому что разумно предположить, что современный масонский орел является на самом деле фениксом. Тело феникса покрыто, судя по описанию, глянцевыми багряными перьями, а хвост состоит из синих и красных перьев. Голова у него светлого цвета, а на шее золотой плюмаж. Сзади на голове у него особенный пучок перьев, факт весьма очевидный, хотя его проглядело большинство пишущих о символизме. Феникс посвящался солнцу, и продолжительность его жизни, от 500 до 1000 лет, бралась в качестве стандарта для измерения пути небесных тел, а также как временной цикл, используемый в мистериях для обозначения периодов существования.
Неизвестно, чем питалась эта птица. Некоторые писатели утверждали, что она питается воздухом, другие что она ест очень редко и никогда — в присутствии человека. Современные масоны, должно быть, понимают специфическое масонское значение феникса, потому что птица в их изображениях использует ветки акации для устройства гнезда. Феникс (который является также мифологической персидской птицей Рух) есть также имя Южного созвездия и, следовательно, имеет астрономическое и астрологическое значение. По всей вероятности, феникс был лебедем греков, орлом римлян и павлином Дальнего Вое- тока. Для античных мистиков феникс был наиболее подходящим символом бессмертия человеческой души, потому что точно так же, как феникс рождается из мертвых семью семь раз, духовная природа человека вновь и вновь триумфально восстает из своего мертвого физического тела.
Средневековые герметисты рассматривали феникса как символ завершения алхимического превращения, процесса, эквивалентного человеческому возрождению. Название «феникс» было дано секретной алхимической формуле. Известный нам пеликан степени Розы и Креста, кормящий кусками своего тела младенца, на самом деле является фениксом, что видно из тщательного осмотра его головы. Голова феникса больше похожа на голову орла, нежели на голову пеликана^если у него убрать нижнюю неуклюжую часть. В мистериях было принято называть инициированных фениксами, или людьми, которые родились вновь. Потому что точно так же, как физическое рождение дает человеку сознание в физическом мире, так и неофит после девяти степеней в лоне мистерий обретает сознание духовного мира. «Да не увидит Царства Божия не рожденный вновь», — говорил Иисус (Ин 3:3), и говорил Он так о тайне инициации.
Феникс вполне подходит для символизации этого духовного рождения. Европейский мистицизм еще был жив, когда были основаны Соединенные Штаты Америки. Рука мистерий водила устроителями нового государства, потому что символика мистерий все еше присутствует на великой печати Соединенных Штатов Америки. Тщательный анализ печати показывает массу оккультных и масонских символов, главным среди которых является так называемый американский орел — птица, которая, по мнению Бенджамина Франклина, недостойна избрания в качестве эмблемы великого, мощного и прогрессивного народа.
Из книги Г. Ханта «История печати Соединенных Штатов»
ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СТОРОНЫ ВЕЛИКОЙ ПЕЧАТИ США
Смысл мистического числа 13, которое часто появляется на великой печати Соединенных
Штатов, не ограничено числом колоний, первоначально составивших США.
Священная эмблема древних инициированных, составленная из 13 звезд, также появляется
над головой «орла». Девиз Е Р1ипЬш Шит содержит 13 букв, как и надпись
Аппип Соерия. Орел держит в своей правой лапе ветвь с 13 листьями и ягодами, а в
левой лапе связку из 13 стрел. Фасад пирамиды, исключая панель, где написана дата,
состоит из 72 камней, уложенных в 13 рядов.
Здесь опять-таки исследователь символизма должен смотреть в корень и понимать, что американский орел на великой печати есть просто стилизованный феникс, что ясно видно при рассмотрении первой версии печати. В своем очерке «История печати Соединенных Штатов» Гэйлард Хант непреднамеренно приводит много свидетельств, доказывающих, что эта печать имела на себе изображение феникса на лицевой стороне и Великой пирамиды в Гизе на оборотной стороне. В цветном проекте печати, сделанном в 1782 г. Уильямом Бартоном, есть феникс, сидящий в огненном гнезде. Этот факт сам по себе иллюстрирует тенденцию в использовании этой птицы в качестве эмблемы. Если кто-нибудь сомневается в масонском и оккультном влиянии на процесс создания великой печати, ему следует ознакомиться с комментариями профессора Чарльза Элл иса Нортона из Гарвардского у1 шверси- тета, который писал по поводу незаконченной пирамиды и Всевидящего Ока, украшающего оборотную сторону печати, следующее: «Рисунок, принятый конгрессом, практически необъясним ни при каком подходе; едва ли в нем можно видеть что-либо иное, каким бы искусным ни был При этом сам художник, кроме безыскусной эмблемы масонского братства » (см. «Историю печати Соединенных Штатов» Г. Ханта).
Орлы Наполеона и Цезаря, зодиакальный орел Скорпиона были на самом деле фениксами, потому что именно эта птица, а не орел, является символом духовной победы и достижений. Масонство сможет решить многие из своих проблем в понимании секретных эзотерических доктрин, когда поймет, что одно-двуглавый орел есть феникс, и что для всех инициированных и философов феникс является символом превращения и возрождения творческой энергии, фигурирующей повсеместно в сочинениях как завершение великой работы.
Двуглавый феникс (oрел) является прототипом андрогинного человека, потому что, согласно секретным учениям, придет время, когда в человеческом теле будет два спинных столба, и в теле утвердится колебательное равновесие. Дело не только в том, что многие из основателей Соединенных Штатов были масонами; им помогали секретные и августейшие организации в Европе в установлении и устройстве этой страны со специальной целью, известной только лишь немногим избранным. Великая печать есть знак этого братства, невидимого и по большей части неизвестного. И незавершенная пирамида на оборотной стороне печати есть просто символические леса, назначение которых состоит в завершении задач, поставленных перед правительством Соединенных Штатов с самого начала его деятельности.
Из книги Мэнли Палмера Холла - Энциклопедическое изложение символистской философии
Наиболее известный из всех символов воскрешения, легендарная птица, которая вновь и вновь возрождается в огне.
Легенда о Фениксе возникла в Гелиополисе, древнем египетском центре солнцепоклонников, где приносились жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли. Основываясь на этих огненных обрядах и на описаниях великолепных экзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели и произвели на свет легенды, которые отличаются в деталях, но одинаковы по сути.
Согласно этим легендам, феникс (слово, совпадающее с греческим названием пальмы – дерева солнца) – чудесная птица, живущая удивительно долго – пятьсот и более лет. В конце жизни Феникс строил гнездо из ароматных трав, поджигал себя в нем, чтобы возродиться через три дня, после чего нес гнездо и пепел своего предыдущего воплощения на алтарь храма солнца в Гелиополисе.
Считавшийся первоначально символом цикличности восхода и захода солнца, Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира. Поскольку художники не могли знать, как выглядит Феникс, его часто изображали в виде птиц, считавшихся символами солнца (или души), в Древнем Риме, например,– в виде орла, взлетающего из погребального костра умершего императора.
На римских монетах Феникс является символом вечной империи. Эта птица встречается также на раннехристианских надгробиях, как символ возрождения Христа и надежды на победу над смертью. В средневековой живописи она олицетворяла божественную природу Иисуса Христа, если изображалась рядом с пеликаном (символом его человеческой природы). Феникс может также встречаться в качестве атрибута аллегорических изображений Милосердия.
Феникс – обычный элемент в алхимических аллегориях, где он символизирует очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет. Еврейские легенды объясняли долголетие этой птицы тем, что она отказалась вкусить запретный плод в райском саду.
Иногда проводят аналогии между Фениксом и другими фантастическими птицами. Они включают персидскую птицу Симург, китайскую Фенгхуар (символ супружеской взаимозависимости) и центральноамериканскую птицу Кецаль. Однако лишь Симург разделяет в какой-то степени символизм Феникса, и это дает возможность предположить, что два мифа взаимообогащали друг друга. Существует также некоторая связь с арабскими легендами о живущих в огне саламандрах.
*****
Наиболее известный из всех символов воскрешения, легендарная птица, которая вновь и вновь возрождается в огне.
Легенда о Фениксе возникла в Гелиополисе, древнем египетском центре солнцепоклонников, где приносились жертвы богу Бену, которого изображали с головой цапли. Основываясь на этих огненных обрядах и на описаниях великолепных экзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели и произвели на свет легенды, которые отличаются в деталях, но одинаковы по сути.
Согласно этим легендам, феникс (слово, совпадающее с греческим названием пальмы – дерева солнца) – чудесная птица, живущая удивительно долго – пятьсот и более лет. В конце жизни Феникс строил гнездо из ароматных трав, поджигал себя в нем, чтобы возродиться через три дня, после чего нес гнездо и пепел своего предыдущего воплощения на алтарь храма солнца в Гелиополисе.
Считавшийся первоначально символом цикличности восхода и захода солнца, Феникс вскоре стал эмблемой возрождения человеческого духа в вечной борьбе с трудностями материального мира. Поскольку художники не могли знать, как выглядит Феникс, его часто изображали в виде птиц, считавшихся символами солнца (или души), в Древнем Риме, например,– в виде орла, взлетающего из погребального костра умершего императора.
На римских монетах Феникс является символом вечной империи. Эта птица встречается также на раннехристианских надгробиях, как символ возрождения Христа и надежды на победу над смертью. В средневековой живописи она олицетворяла божественную природу Иисуса Христа, если изображалась рядом с пеликаном (символом его человеческой природы). Феникс может также встречаться в качестве атрибута аллегорических изображений Милосердия.
Феникс – обычный элемент в алхимических аллегориях, где он символизирует очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет. Еврейские легенды объясняли долголетие этой птицы тем, что она отказалась вкусить запретный плод в райском саду.
Иногда проводят аналогии между Фениксом и другими фантастическими птицами. Они включают персидскую птицу Симург, китайскую Фенгхуар (символ супружеской взаимозависимости) и центральноамериканскую птицу Кецаль. Однако лишь Симург разделяет в какой-то степени символизм Феникса, и это дает возможность предположить, что два мифа взаимообогащали друг друга. Существует также некоторая связь с арабскими легендами о живущих в огне саламандрах.