Абсолютный цвет света и поэтому – символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Хотя он имеет и некоторые негативные значения – страх, трусость, капитуляция, холодность, пустота и бледность смерти, белый – позитивная сторона антитезы «черное – белое»во всех символических системах. Отсюда – белый рыцарь и черный злодей. Его использование для траурных одежд, традиционно бесцветных в Китае, белых в Древнем Риме и в течение многих лет в основном белых по всей Европе, скорее символизировало не печаль, а посвящение в новую жизнь, ожидающую умершего.
Белый – почти универсальный символ посвящения, новообращенного или неофита. Слово «кандидат» происходит от латинского «candidus», означающего«ослепительно белый». Это безупречный христианский цвет крещения, конфирмации, бракосочетания и других ритуалов, символизирующих переход в иное состояние. Как цвет духовности и святости, истины и откровения, его носили друиды и другие священнические касты как в языческом, так и в христианском мире. С тем же священным значением белый был цветом жертвенных приношений.
Связь между светом и радостью делает белый цвет ассоциирующимся с праздниками. Белые яйца символизируют сотворение, белый голубь– мир и Святой Дух, белым был райский остров, белая – лилия невинности. Белый символизирует чистоту даже в Китае, где он также часто ассоциировался с вероломством, смертью, осенью и возрастом. Значимый контраст между ослепительно белым и мертвенно-бледным объясняет некоторые из этих явных противоречий.
В европейском фольклоре призраки, вампиры и другие злые духи имели мертвенно-белые лица, как скандинавская Хель среди других богинь смерти в мифологии. Смерть – Конь Бледный в Откровении. Как белый цвет может символизировать и жизнь и смерть, также он может ассоциироваться с востоком и западом, с рассветом и закатом.
В алхимии белый (albedo) связывали с ртутью и второй стадией Великого Делания.
Трессидер Дж. Словарь символов.
Чакра Аджна |
Белый - цвет шестой чакры Аджна, наиболее духовный цвет в йогической традиции, полярный красному цвету первичной чакры, или цвету сырой энергии. В проявлении чисто желтого - подобно отношению черного с синим морских глубин - белый означает позитивный аспект интуиции, включая интуицию запредельного. Поэтому священные кони у греков, римлян, кельтов и германцев были белыми. Большинство слов с корнем alb: Альпы, Эльба, эльф (альб), напоминают о сияющем свете запредельного мира. В тибетской традиции белый - это цвет горы Меру, находящейся в центре мира, и означает восхождение к просветлению. Белый цвет, по Генону, также олицетворяет духовный центр. Эти аналогии лежат в основе этимологии некоторых географических названий: Альба Лонга (город, на месте которого был основан Рим), Альбион, Албания. Сходную аллюзию на белый цвет усматривают в названии Аргоса и argentum - серебро, белый цвет также связывают с золотом. В своем отрицательном проявлении он, как и зеленый - знак смерти. Кроме того, он - знак Луны. В этом качестве входит в ритуалы: танцы лунного света исполняют женщины с набеленными лицами.
При преображении Христа его одежды сделались «белыми, как свет». Белый - цвет одежд Девы Марии, ангелов и священников для праздников Благовещения, Рождества и Пасхи как символ духовных и светоносных принципов. Также цвет одежд для брачных церемоний, обрядов инициации (одежды римских весталок) и похоронных ритуалов (цвет саванов). Как контрастный красному - цвету жизни, белый является цветом привидений.
В алхимии «белой дочерью философов» называется белый эликсир - побочный продукт алхимической трансформации, из которого получают серебро и который способствует долгой жизни. Магия различается на белую и черную. Белая магия имеет дело с установлением связи с ангелическими силами и с духами элементов.
Белый цвет активно используется современными средствами масс-медиа в качестве отправной точки как цвета непорочности и чистоты для создания того типа символических контаминации, от которых должно захватывать дух, в основном лиц противоположного пола. Обнаженная дива на белом (непорочность) коне, обычно символе необузданных, «нижних» страстей, и белое платье невесты говорят о том, сколь изощренной стала игра соблазна, если невеста в подвенечном платье порочно гола, а обнаженная «распутница» недоступна, ибо всегда «на белом коне» холодного безразличия к объекту соблазна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий