11 ноября 2011

Символ Теософического общества


 Эмблема Теософического Общества состоит из нескольких символов, все из которых использовались с древнейших времён для выражения глубоких духовных и философских идей о человеке и вселенной. В различных формах они встречаются в великих мировых религиях, и на их универсальность указывает то, что их можно найти даже в культурах, сильно удалённых друг от друга. Даже каждый символ, взятый в отдельности, может привести к пониманию этих идей, а взятые вместе, как в этой эмблеме, они сообщают идею о великой эволюционной схеме, охватывающей всю природу, физическую и духовную. Их изучение может привести серьёзного исследователя к созерцанию некоторых из самых глубоких тайн бытия.

Отчасти в силу их древности, а отчасти из-за трудности установления их происхождения, эти символы не могут толковаться узко. Предлагаемая здесь интерпретация должна приниматься скорее как намёк на ту истину, которую они стремятся передать, чем как точное объяснение их смысла.

Анкх. В центре двух пересечённых треугольников расположен знак, известный как "анкх" или crux ansata, представляющий собой круг, венчающий крест тау. Анкх — это египетский символ, имеющий большую древность и означает воскресение духа из заключения в материи, торжество жизни над смертью, духа над материей, добра над злом. Эту идею воскресения можно встретить во всех великих религиях.

Пересечённые треугольники (часто называемые двойным треугольником, знаком Вишну, а в иудейской религии известные как печать Соломона или звезда Давида) окружены змеёй. Эта комбинация звезды и змеи символизирует проявленную вселенную, где творчество ограничено временем и пространством. Эти треугольники, взятые в отдельности, символизируют три грани проявления, известные в различных религиях как Троица или Тримурти. Тёмный треугольник, указывающий вниз, и светлый треугольник, указывающий вверх, символизируют соответственно нисхождение божественной жизни в материю и вознесение этой жизни в дух, постоянное противостояние светлых и тёмных сил в природе и человеке.

Змея. Кроме уже упомянутого значения, сама змея всегда была символом мудрости. Индусы называют мудрецов "нагами", а Христос наказывал своим ученикам быть "мудрыми как змии". Урэус (священная кобра), изображаемый на лбу египетских фараонов, означал их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались знания скрытой мудрости. Змея, заглатывающая свой хвост, представляет "круг вселенной", бесконечность циклического процесса проявления.

Свастика. Это ещё одна из многочисленных форм креста, огненный крест. Из концов креста, вращающегося по часовой стрелке, исходят языки пламени, представляя огромные энергии природы, непрестанно создающие и растворяющие формы, через которые происходит эволюционный процесс. Считается, что свастика, изображённая на эмблеме, символизирует процесс эволюции, а свастика, направленная в противоположную сторону — процесс инволюции. В религиях, признающих троичность божества, свастика связывается с третьим лицом троицы, создателем — с Брахмой в индуизме и со Святым Духом в христианстве.

Аум или Ом. Венчает эмблему индусское священное слово, написанное санскритским письмом; эти три буквы представляют Тримурти. С ним связывают и идею о творящем слове, логосе, которое "было у Бога и было Бог". В целом эмблема символизирует Абсолют, Бога трансцендентного и имманентного. Бог трансцендентный, то есть пребывающий не только в мироздании, но и превыше его (священное слово Аум) осеняет цикл проявления (змею), которому даёт энергию божественная деятельность (свастика), и в этом поле проявления соединённые треугольники духа и материи заключают в себе, как в святилище, символ бессмертия (анкх), Бога имманентного, то есть пребывающего во всякой созданной форме.

Вокруг эмблемы написан девиз Теософического Общества — "Нет религии выше истины". Истина — вот цель исканий всякого теософа, какова бы ни была его вера, и всякая великая религия в некоторой мере отражает свет единой вечной и духовной Мудрости.


Здесь мы лишь немного указали на широту и глубину смысла, заключённого в эмблеме Теософического Общества. Изучение её символизма может быть почти неисчерпаемым. Желающих более подробно изучить её мы отошлём к книге "Теософская печать" Артура М. Куна (Arthur M. Coon, "The Theosophical Seal") или к "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий