Кастор и Поллукс |
Гармонический дуализм или дуалистическое противостояние. Возможно, наиболее известными неразделимыми близнецами, действующимив гармоническом единстве, были Кастор и Полидевк (в римской мифологии Поллуке). В античной мифологии их называют братьями Диоскурами, «сыновьями бога», потому что, как считают некоторые, их отцом был древнегреческий бог Зевс (Юпитер).
Другая благодетельная пара – ведические Асвины, дети Солнца и богини облаков. Обе пары представляют позитивные, мощные аспекты символизма близнецов. Асвины (возможно, символы утренней и вечерней звезд) действуют вместе, сопровождая День и Ночь. Кастор и Поллукс в облике воинов символизируют силу в единстве. Их единство было причиной помещения обоих братьев на небо как созвездия Близнецов, после того как Кастор был убит в сражении. Отсутствие единства у близнецов демонстрирует история Ромула и Рема. Ромул убил брата, что символизировало опасности разделенной ответственности.
В некоторых ранних обществах, включая Китай и часть Африки, близнецы считались плохим предзнаменованием и одного из них или даже обоих умертвляли. В некоторых других местах близнецов боялись,отсюда легенды, согласно которым отцом одного или обоих близнецов было божество. Традиции североамериканских индейцев включают как близнецов-героев, так и близнецов с радикально противоположными характерами. В мифах ирокезов, например, один из близнецов олицетворял добро, а другой – зло.
Близнецы могут символизировать и другие случаи двойственного единства – дух-тело, действие-мысль и, возможно наиболее часто, двойственность Света и Тьмы.
Источник: Трессидер Дж. Словарь символов.
В большинстве мифологических традиций выделяются так называемые близнечные мифы, повествующие о персонажах-близнецах. К числу последних относятся ведийские божественные Ашвины — Митра и Варуна; римские герои Ромул и Рем; египетские боги Исида и Осирис; греческие боги Аполлон и Артемида, герои Кастор и Поллукс. Рождение близнецов в ряде архаичных культур воспринималось как уродство, патология, и первоначально от них избавлялись. Затем произошла сакрализация близнецов: их появление на свет считалось результатом соприкосновения со сверхъестественными силами и сами они стали почитаться как носители такой силы. Близнецы связывались с плодородием; во многих культурах (у балтов, славян и т. д.) двойной плод почитался в качестве близнечного символа и символа плодородия. Так, например, славянское божество плодородия Спорыш получило свое имя от двойного зерна.
В дуалистических мифологиях один из близнецов наделяется положительной символикой, а другой — отрицательной, и тогда вместе они символизируют взаимно уравновешивающиеся доброе и злое начала. В таких случае, как правило, вводится мотив соперничества между братьями-близнецами (египетский миф об Осирисе и Сете и славянский миф о Белобоге и Чернобоге). Кроме того, нередко встречается мотив брака близнецов — брата и сестры, символизирующего единение воплощенных в их образах противоположностей (к примеру, брак египетских Осириса и Исиды).
Иногда близнецам приписывалось два отца — обычный человек и тотем, в более развитых мифологических традициях — бог; иногда они считались детьми бессмертного отца и смертной матери. Божественные и человеческие характеристики в этом случае, как правило, остаются раздельно выраженными. Так, например, один из близнецов наделяется бессмертием и символизирует вечное духовное начало человека, его душу, тогда как другой близнец смертен и олицетворяет подверженное деструкции телесное начало. Например, в греко-римской мифологии Диоскуры — смертный Кастор и бессмертный Поллукс были сыновьями Леды и, соответственно, царя Тиндарея и Зевса.
Существует древний индоевропейский культ близнецов. Характерными его чертами является связь близнечных персонажей с конями (Ашвины — «обладающие конями» — изображались в виде двух коней), с солнцем и со сменой дня и ночи (Диоскуры появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды созвездия Близнецов, Ашвины олицетворяют утренние и вечерние сумерки), с чередованием жизни и смерти (Кастор и Поллукс поочередно пребывают в Аиде и на Олимпе).
В дуалистических мифологиях один из близнецов наделяется положительной символикой, а другой — отрицательной, и тогда вместе они символизируют взаимно уравновешивающиеся доброе и злое начала. В таких случае, как правило, вводится мотив соперничества между братьями-близнецами (египетский миф об Осирисе и Сете и славянский миф о Белобоге и Чернобоге). Кроме того, нередко встречается мотив брака близнецов — брата и сестры, символизирующего единение воплощенных в их образах противоположностей (к примеру, брак египетских Осириса и Исиды).
Иногда близнецам приписывалось два отца — обычный человек и тотем, в более развитых мифологических традициях — бог; иногда они считались детьми бессмертного отца и смертной матери. Божественные и человеческие характеристики в этом случае, как правило, остаются раздельно выраженными. Так, например, один из близнецов наделяется бессмертием и символизирует вечное духовное начало человека, его душу, тогда как другой близнец смертен и олицетворяет подверженное деструкции телесное начало. Например, в греко-римской мифологии Диоскуры — смертный Кастор и бессмертный Поллукс были сыновьями Леды и, соответственно, царя Тиндарея и Зевса.
Существует древний индоевропейский культ близнецов. Характерными его чертами является связь близнечных персонажей с конями (Ашвины — «обладающие конями» — изображались в виде двух коней), с солнцем и со сменой дня и ночи (Диоскуры появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды созвездия Близнецов, Ашвины олицетворяют утренние и вечерние сумерки), с чередованием жизни и смерти (Кастор и Поллукс поочередно пребывают в Аиде и на Олимпе).
Комментариев нет:
Отправить комментарий