Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения,
способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
"Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что
когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности" ( Э. Эппли).
Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и
смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться
в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- "свирепая"), что бабочки - это души умерших. Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие.
Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись,
он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он - бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы? Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся
в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь,был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка - это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье.
Белая бабочка - дух умершего.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, "Принца цветов" Шочипильи.
Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом
колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли)бабочка - это богиня Ицпапалотль, "Обсидиановая бабочка",
ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем - символ душ женщин, умерших при родах.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души.
Психея, имя которой значит "душа", представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается
в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело
Адама.
В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха,изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего
или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.
В настоящее время — всего лишь метафора легкомыслия, бабочка в древности являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души). Отсюда древнегреческий миф о Психее (дословный перевод — «душа»). Зевс, восхищенный силой ее любви к Амуру, навсегда освободил ее от смерти. Бабочка, как эмблематическое изображение души, встречается в таких отдаленных друг от друга регионах, как Заир, Центральная Азия, Мексика, Новая Зеландия. Бабочки имеют именно это значение на христианских надгробиях, а Христос, держащий в ладони бабочку, символизирует воскрешение. Бабочки считались символами душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам. Их трепещущие крылья также символизировали солнечный жар, например, в кельтской традиции. В Китае бабочка — эмблема
развлечений и знак влюбленных. Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слова «слива», а также слова «семьдесят» — отсюда, возможно, происходит метафора, обозначающая красоту в преклонном возрасте. В Японии это насекомое считают символом экстатической радости, женской суетливости и ремесла гейш; пара бабочек символизирует супружеское счастье. В сказках волшебники часто представляются с крыльями бабочек.
На бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности. О беззаботном человеке говорят, что он «порхает, как бабочка»; популярного певца называют «бабочкой-однодневкой». При этом упускают из виду, что бабочка порхает вовсе не бесцельно - она занимается производством потомства. Бабочка, исполнившая свое предназначение, умирает, поскольку дальнейшая ее жизнь лишена смысла. Природа вообще являет собой редкий пример торжества целесообразности; и не исключено, что и наши бесцельнейшие порхания тоже служат каким-то ее скрытым целям.
Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница. Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу, которая покидает мертвое тело и устремляется в райскую жизнь. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью. Поэтому неудивительно, что в мифологическом сознании Европы и Средиземноморья бабочка стойко ассоциируется с душой. Наиболее древние примеры такой символики мы находим в Древнем Египте; и вполне возможно, что искусство мумификации трупов возникло из подражания действиям гусеницы, превращающейся в бабочку. Известны многочисленные суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших; и, наконец, в католической иконографии бабочка в руках младенца-Христа символизирует идею воскресения.
Очевидно, создатели знаменитого рекламного плаката компании МММ («Из света в тень перелетая») тоже хотели наделить свое творение подобным символическим звучанием. Однако, как показали дальнейшие события, бабочку на этом плакате следовало понимать в более поверхностном смысле -как существо легкомысленное и порхающее, которое живет один день, а затем молниеносно перелетает из света в вечный сумрак.
Бабочка принадлежала к обитателям неба и управлялась богом дождя Тлалоком. Эту сферу царства мертвых ацтеки представляли райской. Для всех народов Центральной Америки бабочки символизировали богатый плодородный растительный мир. С ними обращались бережно, так как видели в них души мертвых, которые вновь возвращаются на землю. Удивительные превращения, которые происходят с бабочками в течение их развития, делали их символом метаморфозы. Первобытные люди видели в этом эквивалент перехода от жизни к смерти, то есть возрождение через другую форму бытия.
способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
"Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что
когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности" ( Э. Эппли).
смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться
в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- "свирепая"), что бабочки - это души умерших. Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие.
он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он - бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы? Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся
в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь,был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка - это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
Белая бабочка - дух умершего.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, "Принца цветов" Шочипильи.
Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом
колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли)бабочка - это богиня Ицпапалотль, "Обсидиановая бабочка",
ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем - символ душ женщин, умерших при родах.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души.
Психея, имя которой значит "душа", представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается
в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело
Адама.
В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха,изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего
или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.
развлечений и знак влюбленных. Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слова «слива», а также слова «семьдесят» — отсюда, возможно, происходит метафора, обозначающая красоту в преклонном возрасте. В Японии это насекомое считают символом экстатической радости, женской суетливости и ремесла гейш; пара бабочек символизирует супружеское счастье. В сказках волшебники часто представляются с крыльями бабочек.
На бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности. О беззаботном человеке говорят, что он «порхает, как бабочка»; популярного певца называют «бабочкой-однодневкой». При этом упускают из виду, что бабочка порхает вовсе не бесцельно - она занимается производством потомства. Бабочка, исполнившая свое предназначение, умирает, поскольку дальнейшая ее жизнь лишена смысла. Природа вообще являет собой редкий пример торжества целесообразности; и не исключено, что и наши бесцельнейшие порхания тоже служат каким-то ее скрытым целям.
Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница. Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу, которая покидает мертвое тело и устремляется в райскую жизнь. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью. Поэтому неудивительно, что в мифологическом сознании Европы и Средиземноморья бабочка стойко ассоциируется с душой. Наиболее древние примеры такой символики мы находим в Древнем Египте; и вполне возможно, что искусство мумификации трупов возникло из подражания действиям гусеницы, превращающейся в бабочку. Известны многочисленные суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших; и, наконец, в католической иконографии бабочка в руках младенца-Христа символизирует идею воскресения.
Очевидно, создатели знаменитого рекламного плаката компании МММ («Из света в тень перелетая») тоже хотели наделить свое творение подобным символическим звучанием. Однако, как показали дальнейшие события, бабочку на этом плакате следовало понимать в более поверхностном смысле -как существо легкомысленное и порхающее, которое живет один день, а затем молниеносно перелетает из света в вечный сумрак.
Бабочка принадлежала к обитателям неба и управлялась богом дождя Тлалоком. Эту сферу царства мертвых ацтеки представляли райской. Для всех народов Центральной Америки бабочки символизировали богатый плодородный растительный мир. С ними обращались бережно, так как видели в них души мертвых, которые вновь возвращаются на землю. Удивительные превращения, которые происходят с бабочками в течение их развития, делали их символом метаморфозы. Первобытные люди видели в этом эквивалент перехода от жизни к смерти, то есть возрождение через другую форму бытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий